(495) 766-86-01603-971-803
Мы работаем по выходным - тел. 8-926-197-21-13
 

Прокладка трубы в футляре


Опоры для прокладки трубы в футляре: характеристики деталей и особенности монтажа магистралей в защитном кожухе

Опорно-направляющие кольца (ОНК) или опоры для прокладки трубы в защитном футляре — это приспособления, которые позволяют протягивать через защитный футляр (кожух) трубы из разных материалов: сталь, чугун, поливинилхлорид (ПВХ), полиэтилен (ПЭ) и т. д. Они осуществляют отцентровку трубы в кожухе посредством уплотнения кольцевого пространства. Монтаж труб в футляре выполняется под различными инженерными объектами: автомагистралями, железными дорогами.

При помощи опор производится центровка внутренней трубы при прокладке коммуникаций в футлярах

Особенности опорно-направляющих изделий

Обычные опоры для трубопроводных коммуникаций выполняют ряд функций. Основная же их «обязанность»  – это фиксация конструкции. Кроме того, благодаря скользящим опорам линейное расширение трубопровода не имеет последствий. А опорно-направляющие кольца позволяют осуществить протягивание внутреннего трубопровода через наружную коммуникационную часть (футляр) без нанесения ей какого-либо вреда.

Исходя из этого, можно выделить несколько основных функций, которые осуществляются благодаря именно такой опоре:

  • предохранение трубопровода от различных повреждений;
  • защита муфтовых стыков и сварных швов;
  • простое и быстрое протягивание трубопровода через футляр;
  • опора для подводящей трубы;
  • катодная защита от коррозийных воздействий (благодаря такой детали исключается возможность контакта между металлическими каркасами двух труб).

Обратите внимание! Использование таких колец позволяет выполнить протягивание различных трубопроводов, которые отличаются по материалу, показателю диаметра и т. д. Эти опоры способствуют сохранению целостности коммуникаций и во время протягивания, и последующей эксплуатации.

Установка этих колец осуществляется на стадии сборки самого трубопровода. Их монтаж не требует применения специальной техники, так как фиксация опорного кольца выполняется с использованием электродуговой сварки. Наиболее распространёнными материалами для таких опор являются высококачественный полипропилен, сталь.

Особенность конструкции опор помогает легче и быстрее протягивать внутреннюю трубу во внешнюю

Преимущества опорных колец

Опорные кольца, как и любое другое изделие, обладает своими преимуществами. К основным плюсам этого приспособления относят:

  • показатели трения, при использовании этих полимерных устройств, снижаются до минимума, поэтому они считаются очень надёжными;
  • благодаря первому пункту, защитное покрытие трубопровода не повреждается в процессе протягивания его через футляр;
  • скорость монтажных работ достаточно высокая, что снижает расходы на строительство магистарали;
  • такие опоры позволяют продлить срок службы коммуникации в целом, так как исключается контакт между трубами и снижается коррозийное воздействие;
  • подводящую трубу можно убрать, если возникнет такая необходимость;
  • поперечные рёбра, которые входят в состав этой опоры, могут отличаться по размерам. Это позволяет провести внутреннюю коммуникацию по центру защитного футляра любого диаметра;
  • полипропилен является надёжным изоляционным материалом и обеспечивает надёжную катодную защиту трубопровода.

Виды опор

Опоры для прокладки трубопровода в футляре дифференцируются на виды в зависимости от конструктивных особенностей. Существует три основных вида таких опор:

1. Кольцо опорно-направляющее, оснащённое скользящими опорами из полимиада. Последние принимают нагрузку, которая образуется вследствие движения трубы по футляру. Протаскивание в футляр стальных труб с помощью такой опоры значительно уменьшает показатели трения.

Конструкция опорного кольца может иметь ролики либо простые направляющие

2. Опорно-направляющее кольцо, которое имеет в своём составе опоры качения или, как их ещё иногда называют — ролики. Количество роликов варьируется в зависимости от нескольких факторов:

  • длина защитного кожуха;
  • вес протягиваемой трубы;
  • допустимый показатель давления на противокоррозийное покрытие.

3. Комбинированные ОНК, которые включают в себя оба типа опор: скользящие и качения. Такой тип является довольно популярным при прокладке трубопроводов небольшого диаметра (до 30 мм) на большие расстояния — от двух тысяч метров и более.

Кроме опорных колец, существуют и другие специальные приспособления, которые используют при протягивании трубопровода через футляр. К таким изделиям можно отнести:

  • резиновая герметизирующая манжета;
  • защитное укрытие для манжеты.

Резиновая манжета применяется для герметизации межтрубного пространства, а также при ремонте коммуникации в защитном футляре. Защитное укрытие изготавливается из стеклопластика и применяется для защиты резиновой манжеты от механических воздействий.

Технические характеристики

ОНК отличается прочностными характеристиками. Материалы, которые используются при производстве таких опорных колец, способны выдерживать показатели давления не менее чем 120 кг/ см². Ролики, которые используются в некоторых типах опорных изделий, также являются очень прочными и надёжными и могут выдерживать нагрузку от 200 до 300 кг.

Подобные опоры обладают высокой прочностью и применяются при прокладке магистралей в любых условиях

Опорно-направляющие кольца (ОНК) используются для монтажа переходов с размерами сечения до 1420 мм. Прокладка труб в футлярах может производиться в разных климатических условиях. Показатели температур, при которых разрешаются монтажные работы, варьируют, в зависимости от конкретного региона, от –40 до +50 °C.

Полезная информация! Такие кольца надёжно фиксируются на трубах и не смещаются в процессе монтажных работ и эксплуатации конструкции.

Диаметр и ширина опоры зависят от показателя сечения трубопровода, для которого она будет использована. Эта закономерность описана в таблице ниже.

Таблица 1

Ду трубопровода, мм Диаметр кольца, мм Ширина кольца, мм
1420 1642 250
1220 1336 210
1020 1136
820 936 174
720 856
630 766
530 936
426 542 154
377 493 130
325 481
273 420
219 377 100
168 286 85
159 277
133 251
114 232
108 236

Вес изделия во многом зависит от диаметра изделия, данные представлены в таблице №2.

Таблица 2

Ду трубопровода, мм Вес кольца, кг
1420 36
1220 30
1020 24
900 18,3
820 17
720 15
530 10
426 9
377 7
325 6
273 5,5
219 5,2
159 4,3
108 3

Эксплуатационный срок такой опоры может достигать 30 лет (в некоторых случаях — больше).

Монтаж опор

Установка опорных колец проводится в следующей последовательности:

  1. Трубопровод, который предполагается протаскивать в защитный футляр, монтируется на опоры. При монтаже нужно учитывать тот факт, что нижняя часть трубопровода должна быть свободной для установки опорного полукольца.
  2. На трубу устанавливается защитная прокладка. Поверх неё монтируется опорное полукольцо.
  3. Снизу таким же способом монтируется второе опорное полукольцо.
  4. Обе половины стягиваются болтами в единую конструкцию.
  5. На конец протягиваемой трубы монтируется сдвоенное направляющее опорное кольцо и специальный оголовок, который оснащён приспособлением для крепления троса.

Опоры крепятся через равные промежутки друг от друга, расстояние зависит от типа магистрали, диаметра труб и прочих факторов

Таким образом трубопровод подготавливают к прокладке внутри защитного футляра. Дистанцию между опорными элементами определяется с учётом различных условий: давление, оказываемое на трубопровод, прогиб коммуникации между опорами и т. д. Оптимальное расстояние, рекомендуемое специалистами, составляет 3 м.

Кроме этого, для трубопроводов водоснабжения дистанция между опорами может отличаться в зависимости от температуры среды. Футляры для водопроводных труб, как правило, представлены стальными трубами с антикоррозийным покрытием. После того, как опоры установлены, происходит монтаж защитных трубок для кабелей.

Особенности прокладки труб в футляре

Монтаж трубопроводов под автомагистралями, а также железнодорожным покрытием всегда проводится с использованием футляра, который выполняет функцию защитной капсулы, для внутренней коммуникации.

Важно! Обязательное правило, которое необходимо соблюдать при таких работах — труба, выполняющая роль футляра обязательно должна обладать более высокими прочностными характеристиками, чем внутренняя.

Наиболее распространённым вариантом трубы-футляра на сегодняшний день являются стальные изделия. Популярность прокладки труб в стальных футлярах обусловлена феноменальной прочностью этого материала. В зависимости от конкретного случая и эксплуатационных условий для футляров могут использоваться следующие варианты стальных труб:

  • новые;
  • лежалые;
  • отреставрированные;
  • трубы б/у.

Для прокладки в футляре используются разные типы стальных труб

Защитный футляр в зависимости от ситуации может быть представлен следующими типами труб:

  • сварные спирально-шовные;
  • прямошовные;
  • бесшовные горячекатанные.

Бесшовные стальные детали, как правило, применяются для обустройства защитных футляров, которые обладают сечением до 273 мм. Если размеры сечения превышают эту цифру, то тогда используют сварные спирально-шовные или прямошовные изделия.

Кроме этого, стальные детали для футляров часто оснащаются защитным антикоррозийным слоем. Защитный слой может быть представлен следующими антикоррозийными покрытиями:

  • песчаноцементные;
  • асфальтоцементнобитумные;
  • асбоцементные;
  • эпоксидные;
  • полимерные.

Футляры для труб водоснабжения, как правило, обрабатываются экструдированным полиэтиленом. Популярным решением для футляра являются трубы, которые раньше применялись в газопроводных магистралях.

Способы прокладки труб в футляре

При прокладке трубопроводов бестраншейным методом вначале требуется обустройство футляра, а уже после этого проводится протаскивание внутренней трубы через него. Длина футляра зависит от ширины препятствия, которое будет преодолено.

Продавливание — один из распространенных способов прокладки труб в футляре

Выбор способа монтажа футляра зависит от таких условий:

  • диаметр коммуникации;
  • длина коммуникации;
  • гидрогеологические условия (уровень влажности почвы);
  • физико-механические свойства почвы (является ли грунт подвижным или нет);
  • возможности компании, которая осуществляет прокладку (наличие специальной техники).

В зависимости от вышеперечисленных условий выбирают один из следующих вариантов прокладки трубы в защитном футляре:

  • прокол;
  • продавливание;
  • горизонтально-направленное бурение;
  • гидроудар.

Для обустройства тоннелей или коллекторных коммуникаций популярными способами являются:

  • щитовая подземная проходка;
  • штольневая подземная проходка.

Бестраншейный монтаж трубы в стальном футляре является безопасным способом провести коммуникацию под каким-либо инженерным объектом. Кроме этого, такой способ является экономически выгодным и более безопасным, нежели укладка труб в почву. Для густозастроенных городов такой вариант проводки коммуникаций считается наиболее целесообразным.

Важно! Под железнодорожным покрытием для бестраншейной прокладки труб в футлярах используют стальные трубы. 

Наиболее распространённый способ прокладки труб в стальном футляре — с помощью пневмопробойника или гидродомкрата. Пневмопробойник позволяет провести монтажную работу по прокладке защитного футляра для трубопроводов в условиях однородного грунта, не более чем на 50 метров. Гидродомкраты также являются популярным оборудованием для этих целей и позволяют выполнять проколы даже в неустойчивых грунтах.

trubamaster.ru

Прокладка трубопроводов

Подготовка траншеи для прокладки трубопровода

Прокладка труб в футлярах

Подготовка траншеи для монтажа колодцев

Подготовка траншеи для прокладки трубопровода

Земляные работы при строительстве безнапорных самотечных канализационных систем из двухслойные гофрированных труб «ФД-пласт» выполняются согласно СНиП 3,02,01-87.Ширина траншеи по дну должна обеспечивать удобство качественного выполнения монтажных работ. Минимальное расстояние между стенкой траншеи и наружной стенкой трубы составляют от 35 см. Одним из важнейших факторов, влияющих на качество монтажа безнапорной самотечной канализационной системы, являются тип грунта, в котором происходит монтаж, а так же структура «засыпки» трубопровода.Схема траншеи для монтажа двухслойной гофрированной трубы «ФД-пласт» приведена на рисунке 10.Дно траншеи должно быть выровнено, не должны присутствовать промерзшие участки. На дне траншеи не должны выступать твердые включения, на которые может опираться труба. Места выемки валунов должны быть засыпаны грунтом и уплотнены до той же плотности, что и грунт основания. При очень рыхлых грунтах может потребоваться укрепление дна траншеи.Угол уклона траншеи должен соответствовать проектному. «Подушка» под трубу устраивается при всех типах грунта. Для этой цели применяется песок или гравий (максимальный размер зерен не более 20 мм), толщина слоя при этом от 10 до 15 см. Подушка под трубой не должна уплотнятся, за исключением участков за 2 метра до смотрового колодца или до стенки колодца со стороны входной трубы. Подушка должна быть тщательно выровнена, под раструбами делаются «приямки». Если дно траншеи ровное и не требует устройства «подушки» можно сделать незначительную выемку грунта в основании трубы и заменить грунт на более мягкий тип грунта.Трубы малого диаметра можно укладывать в траншеи в ручную, а для труб большого диаметра могут потребоваться грузоподъемные петли или специальные подъемные траверсы. При погружении трубы в траншею необходимо использовать не менее двух петель.Извлеченный при прокладывании траншеи грунт можно использовать в качестве «засыпки». Что бы не повредить трубы, грунт не должен содержать камни, валуны, мерзлые комья и т.д. Если же вынутый грунт для засыпки не пригоден, то для этой цели используется песок, в котором не должно быть камней размером больше 20 мм. Предварительная засыпка труб осуществляется по всей ширине траншеи на высоту 20-30 см от верха труб. Засыпку и уплотняющие пазухи траншей следует вести послойно, толщиной 5 см. Непосредственно над трубопроводом трамбование грунта не допускается. Степень уплотнения грунта зависит от применяемого оборудования, количества тромбовочных проходов и толщины уплотняющих слоев.При прокладке труб в водонасыщенных грунтах со слабой водоотдачей предусматривается искусственное бетонное или втрамбованное в грунт щебеночное основание с устройством песчаной подушки.При прокладке труб в заболоченных, заиленных, заторфованных грунтах должны быть предусмотрены и осуществлены мероприятия, обеспечивающие несущую способность грунтов, соответствующую расчетному сопротивлению не менее 0,15 МПа (замена грунтов, бетонирование, устройство эстакад и т.п.).

На рисунке 10 показана схема укладки трубы в траншею, в таблице 10 - средние значения модуля деформации грунта Е\ МПа зависимости от степени его уплотнения.

Рисунок 12. Схема укладки трубопровода

Таблица 10. Средние значения модуля деформации грунта зависимости от степениего уплотнения

Тип грунта в зоне боковой засыпки трубы

Объемная

масса грунта, т/м3

Модуль деформации грунта Е1 в зависимости от степени его уплотнения, МПа

Степень уплотнения грунта

нормальная

повышенная

Плотная при намывке

Пески гравенистые, крупные и средней крупности

1,7

8

16

26

Пески мелкие                        1,76                   6                        12 18

Пески пылеватые, супеси         1,8                    5                       7,5 10

Суглинки полутвердые, туго-мягкие и текуче-пластичные

1,8

3,5

5,5

8

Супеси и суглинки твердые

1,85

2,5

5

7,5

Глины

1,9

1,2

2,5

3,5

Минимальная высота засыпки над верхом трубы D≤600 мм принимается до 0,7 м и 1 м для труб большего диаметра.

 назад

 Прокладка труб в футлярах

В соответствии с требованиями СНиП 2.04.02-84, СНиП 2.05.03-84, СНиП 2.05.02¬85, СНиП II-89-80* , ВСН 003, СП 109-34-97 (Магистральные газопроводы) переходы под железными дорогами и автомобильными дорогами надлежит принимать в стальных футлярах. Трубопроводы систем водоотведения без футляра следует размещать ниже сетей, транспортирующих воду питьевого качества на 0,4 м. В футлярах трубопровод водоотведения может размещаться выше водопровода на 0,2 м. Но при этом расстояние от оси пересечения до обреза футляра должно быть не менее 5 м в каждую сторону в глинистых грунтах и 10 м - в крупнообломочных и песчаных грунтах.Ширина по дну траншеи с вертикальными стенками должна составлять не менее 1,5 наружных диаметров двухслойных гофрированных труб «ФД-пласт» футляра. Глубина траншеи в устойчивых грунтах нормальной влажности должна составлять:-    в насыпных песчаных и гравелистых грунтах - до 1 м;-    в супесчаных и суглинистых грунтах - до 1,25 м;-    в глинистых грунтах - до 1,5 м.

При строительстве переходов из гофрированных двухслойных труб «ФД-пласт» под автомобильными и железными дорогами, через водные преграды, прокладка защитных стальных футляров может быть произведена закрытым (бестраншейным) способом.

назад

Подготовка траншеи для монтажа колодцев

В месте устройства колодцев следует увеличить траншею, чтобы вокруг нее образовалось свободное пространство для смотрового колодца не менее 0,5 м, для колодца ревизии - 0,3 м. Место, где предполагается основание колодца, следует выровнять, убрать строительный мусор, а так же большие камни. Под основанием необходимо устройство «подушки». Для этой цели лучше всего применять песок или песчано-гравийные смеси (максимальный размер зерен не более 20 мм), толщина слоя при этом зависит от пучинистости местного грунта, а так же уровня грунтовых вод.

  • 10 - 15 см - не пучинистый грунт
  • 20 - 30 см - пучинистый грунт

 назад

tmb-spb.ru

Футляры для прокладки труб

Главная \ ТРУБЫ \ Футляры для прокладки труб

При прокладке трубопроводов под автодорогами, железнодорожными путями всегда необходимо использовать трубу–футляр, которая должна превышать по прочностным характеристикам ту трубу, для защиты которой она используются. Чаще всего используются и применяются под футляры стальные трубы. Стальные трубы на футляр в зависимости от требований заказчика, могут использоваться новые, лежалые, восстановленные и трубы б.у.

Все ситуации, в которых устройство защитных футляров для трубопроводов обязательно к применению, указаны в государственных стандартах, строительных нормах и других нормативных документах. К таким случаям можно отнести:

— монтаж газопровода в непосредственной близости от других коммуникаций, таких как сетей водоснабжения, силовых кабелей, теплопроводов,

— прокладка трубопровода под крупными автомобильными трассами,

— пересечение с железнодорожными путями, трамвайными рельсами.

В качестве защитных кожухов, часто их называют «футляры», компания МЕТТЕК предлагает использовать сварные спирально-шовные, прямошовные или бесшовные горячекатаные трубы. Горячекатные трубы применяются в качестве футляров для трубопроводов диаметром до 273 мм, при большем диаметре трубопровода обычно берут сварные спирально-шовные или прямошовные трубы.

По мимо этого, стальные трубы для футляра часто требуются с дополнительной защитой от коррозии, весьма усиленная (ВУС) 2х и 3х слойная изоляция. В большинстве случаев под футляр укладывается б/у труба в хорошем состоянии, из под газапровода, либо обротанная пескоструем водяная труба. Мы так же можем нанести необходимую изоляцию на стальную трубу, ВУС экструдированный полиэтилен, битумно-полимерная изоляция.

При прокладке труб или коммуникаций бестраншейным способом, вначале устанавливают футляры, а потом в них прокладывают трубопровод. Диаметр футляра должен быть больше, чем диаметр прокладываемых труб. Длину футляра обычно определяют исходя из нормативных расстояний и из ширины преодолеваемого препятствия (например, дорожного полотна или насыпи). Защиту футляра от коррозии производят с помощью специальных антикоррозионных покрытий – песчаноцементных, асфальтоцементнобитумных, асбестоцементных, эпоксидных или же полимерных. Выбор метода прокладки футляра зависит от диаметра и длины трубопровода, гидрогеологических условий, физико-механических свойств грунта, а так же наличия в строительной организации соответствующего оборудования, агрегатов и установок.

Футляр под дорогой, бестраншейная прокладка труб в стальном футляре – это удобный, экономически выгодный, безопасный способ строительства различных видов коммуникаций, особенно часто применяемый в условиях густонаселенных и плотно застроенных городов.

Вторым широко распространенным способом прокладки футляра под автодорогой является способ продавливания трубы с помощью гидродомкрата. Применение данного способа позволяет использование различных видов гидравлических домкратов, прокладка осуществляется до выхода конца трубы в точку приемного приямка.

Выбор того, или иного способа зависит от наличия технических средств и оборудования, дистанции прокладки, диаметра футляра, внешних условий и технических задач конкретной прокладки.

Длину футляра обычно определяют исходя из нормативных расстояний и из ширины преодолеваемого препятствия (например, дорожного полотна или насыпи). Защиту футляра от коррозии производят с помощью специальных антикоррозионных покрытий – песчаноцементных, асфальтоцементнобитумных, асбестоцементных, эпоксидных или же полимерных. Прокладка теплотрассы в футляре через железнодорожные пути

Прокладка теплотрассы в футляре через железнодорожные пути горизонтально направленный прокол, как один из методов прокладки коммуникаций через пути железнодорожного сообщения, имеет широкое применение в строительстве трубопроводов. Прокол под железной дорогой, как один из способов бестраншейной прокладки коммуникаций, отлично зарекомендовал себя для сооружения подземных переходов для теплосетей, газопроводов, электрических и оптоволоконных кабелей, водопровода. Метод прокола может использоваться для прокладки любых типов стальных, а так же полиэтиленовых футляров, используемых для возведения инженерных коммуникаций.

Согласно существующим строительным нормам и правилам, для прокладки трубопровода или коммуникаций под железной дорогой рекомендуется использовать стальные футляры.

Защитный футляр для трубопроводов необходим при подземной прокладке коммуникаций. Кожух устанавливают на систему для защиты от давления, трения, вибрации.

Для создания защитных футляров также проводят восстановление бывших в использовании элементов водопроводных и газовых трубопроводов. В производство поступают изделия, поверхность которых не имеет дефектов и видимых повреждений. Специалисты тщательно осматривают конструкции, оценивают их прочность и надежность. Обязательный этап подготовки — очистка поверхности.

Стальной кожух при подземной прокладке трубопровода будет постоянно контактировать с влажными грунтами и грунтовыми водами. Продлить срок службы коммуникаций поможет антикоррозийная изоляция. Ее наносят на футляр до начала монтажа. Нанесение покрытия осуществляется в заводских условиях, полностью автоматизировано.

kenig.ru

Технологии закрытой прокладки защитных кожухов при бестраншейной прокладке трубопроводов – Основные средства

В. Литвинский, компания «Мехгрундстрой»

При прокладке трубопроводов под дорогами и другими препятствиями в принципе возможны два основных способа производства работ – открытый и закрытый. При открытом требуется отрыть поперек дороги траншею, разрушить дорожное покрытие и остановить движение транспорта на время прокладки труб. Все это сопряжено с рядом неудобств для транспорта, пассажиров и, кроме того, влечет за собой удорожание работ, поскольку приходится восстанавливать дорожное полотно и элементы благоустройства в месте перехода.

Более перспективным является закрытый метод прокладки труб под дорогами, не требующий выемки траншей. При прокладке труб бестраншейными способами вначале под дорогой устраивают защитные кожухи или футляры и затем в них прокладывают рабочие трубопроводы. Чтобы это стало возможным, диаметр кожуха (футляра) должен быть больше, чем диаметр прокладываемого трубопровода.

Для защитных кожухов (футляров) применяют стальные трубы: бесшовные горячекатаные, сварные прямошовные и спиральношовные. Горячекатаные трубы применяют только для кожухов переходов трубопроводов диаметром до 273 мм, а для трубопроводов большего диаметра используют обычно крупноразмерные сварные прямо- или спиральношовные трубы.

Длину кожуха определяют исходя из ширины дорожного полотна (или дорожной насыпи) и рекомендуемых нормативных расстояний. Защищают кожуха от коррозии асбесто- или песчаноцементными, асфальтоцементобитумными, эпоксидными или полимерными антикоррозионными покрытиями, наносимыми на их поверхность.

Закрытую прокладку труб кожухов (футляров) выполняют в основном способами прокола, продавливания, виброударными, горизонтального направленного бурения, а для прокладки коллекторов и тоннелей применяют щитовой и штольневый способы подземной проходки.

Прокол лучше применять для прокладки труб малого диаметра в глинистых и суглинистых (связных) грунтах. Ограничение диаметра прокалываемых труб обусловлено тем, что при этом способе массив грунта прокалывают способом «без удаления грунта из скважины», вследствие чего для прокола требуются значительные усилия. В связи с этим длина прокола труб не превышает 60…80 м. Эту технологию мы рассмотрим в следующей статье.

Способ продавливания с извлечением из трубы грунтовой пробки, или керна, можно применять практически в любых грунтах I…IV категорий. Он пригоден для труб диаметром 800…1720 мм при длине прокладки до 100 м.

Щитовой и штольневый способы применяют при необходимости устройства переходов трубопроводов, коллекторов и тоннелей значительного диаметра и длины.

При любом из бестраншейных способов прокладки труб вначале по обе стороны дороги отрывают рабочий и приемный котлованы, а затем монтируют соответствующие механизированные установки. Размеры рабочего котлована определяют в зависимости от диаметра прокладываемого трубопровода, глубины его заложения и конструкции направляющей рамы.

Основным оборудованием при проколе и продавливании труб являются направляющие рамы, гидравлические домкраты, нажимные патрубки, шомпола, наконечники, грунтозаборные ковши, пневмопробойники, насосы, компрессоры и др.

Выбор бестраншейного способа прокладки труб зависит от диаметра и длины трубопровода, физико-механических свойств и гидрогеологических условий разрабатываемых грунтов. Выбор способа также зависит от наличия в строительных организациях соответствующих трубопрокалывающих, продавливающих и буровых агрегатов, установок и оборудования.

Виброударный способ является наиболее современным методом прокладки стальных труб (футляров). Виброударный метод нашел широкое применение и за рубежом, и в России. Так, например, ИГД СО РАН (Россия) создал поколение пневмоударных машин для забивки в грунт труб, шпунта и выполнения ряда других специальных строительных работ. Созданы пневматические молоты «Тайфун», масса ударной части самого большого из них 1500 кг.

Одними из наиболее популярных в мире являются пневмоударные установки Grundoram производства немецкой фирмы TRACTO-TECHNIK. Фирма разработала большой диапазон машин для забивки труб диаметром от 150 до 4000 мм и длиной до 80 м в грунтах I…V категорий (а иногда даже в грунтах VI категории – легко разрушающаяся скала), под железнодорожными путями, шоссе, реками. Возможна также вертикальная забивка труб, например, для фундаментов. С применением специального адаптера возможно использование оборудования Grundoram и для забивки опор котлована. Есть возможность использовать Grundoram и для замены разрушенных трубопроводов.

Всего существует 12 типов машин с ударной силой до 20 000 кН. Полученная ударная сила распределяется оптимально по всей длине трубы. Забивка трубы происходит со скоростью 15 м/ч. Надежное соединение между трубой и машиной обеспечивают конус-насадка, ударные сегменты (состоящие из нескольких частей) и натяжные ремни. Через два отверстия специального очищающего кегля происходит предварительное удаление земли из трубы.

Технические и экономические преимущества по сравнению с другими способами

• Не нужны опоры по сторонам, сверху или снизу – сокращается время приведения в рабочее состояние.

• Рабочий котлован относительно небольшой (а также незначительное перекрытие землей).

• Земля вокруг забиваемой трубы уплотняется незначительно, обволакивает трубу и защищает ее.

• Забивка трубы возможна также во влажных и каменистых почвах.

Благодаря незначительному уплотнению окружающей почвы взбухание поверхности или нарушение покрова исключены.

Опишем процесс работы на примере установки Grundoram. Эта машина работает от давления воздуха. Установка надежно соединяется с трубой через кегель, ударный сегмент и/ или очищающий кегель (или адаптер). Во время забивки земля остается внутри трубы. При применении очищающего кегля или адаптера давление земли уменьшается, и происходит частичное освобождение (рисунок по месту). Полное освобождение происходит после окончательной забивки трубы под давлением воздуха, воды или их комбинации.

Так как удаление грунта из трубы может происходить только при достаточной толщине ее стенок, работать можно при минимальном перекрытии землей и минимальной глубине строительной площадки (примерно два-три диаметра трубы), не опасаясь вспучивания или просадки грунта по трассе прокладки футляра.

Приводимая давлением воздуха машина имеет цилиндрическую форму с конусом для соединения с насаживающимся кеглем. Мини-машины имеют также задний конус. При недостатке площади или длины строительного котлована передняя часть корпуса машины может быть вставлена в трубу до заднего конуса, так что лишь конец машины (примерно 50 см) будет виден из трубы. Grundoram обычно кладут на лафет и с помощью воздушной подушки точно устанавливают по центру. Корпус машины изготавливается из цельного стального проката, что означает отсутствие слабых мест. В корпусе находится специально закаленная колба, которая приводится в движение давлением воздуха. При этом развивается огромный напор: от 900 до 20 000 кН. Чтобы уменьшить трение трубы о грунт изнутри и снаружи, режущие коронки увеличивают диаметр среза. Забивку трубы можно также облегчить, используя смазывающие режущие коронки.

  • выдавливание земляного стержня как единого целого давлением воды;
  • выдавливание земляного стержня как единого целого давлением воздуха;
  • выдавливание земляного стержня как единого целого комбинированным давлением воздуха и воды;
  • размельчение и вынос земли с помощью шнекового бурения, размывающей машины, струи воды под давлением или вручную.

Редакция благодарит компанию «Мехгрундстрой» за помощь в подготовке статьи.

os1.ru

Бестраншейная прокладка трубопроводов

Бестраншейная прокладка трубопроводов горизонтальным бурением выполняется в плотных грунтах, так как при таком способе сначала разрабатывают скважину диаметром, несколько большим наружного диаметра прокладываемого трубопровода, а затем ведут укладку труб. Способ горизонтального бурения неэффективен в сыпучих грунтах из-за быстрого осыпания стенок разработанной скважины и сложности дальнейшей прокладки трубопровода. Устройство проходки может быть раздельным (бурение скважины, извлечение инструмента, монтаж трубопровода) и совмещенным (одновременное выполнение скважины и прокладки трубопровода).

Наибольшую производительность в настоящее время имеют установки горизонтального бурения, оборудованные шнековым конвейером для удаления разработанного грунта. Достаточно эффективным является способ устройства горизонтальных скважин с помощью пневматических пробойников типа «Крот». Оборудование пневмопробойника размещается в отрезке трубы длиной около 1,5 м, который и образует скважину. Под действием сжатого воздуха ударник совершает возвратно-поступательные движения, нанося удары на переднюю часть корпуса и забивая его в грунт.

Точное направление проходки обеспечивается специальным устройством к пневмопробойнику; при значительной длине скважин к пневмопробойнику крепится насадка-удлинитель.

Все трубопроводы, прокладываемые бестраншейными способами, не являются эксплуатационными, они служат футлярами для различных инженерных сетей.

Рабочий эксплуатационный трубопровод, размещенный в футляре, в зависимости от назначения системы прокладывают и закрепляют различными способами. Так, при прокладке газопроводов в футлярах в местах пересечения с автомобильными и железными дорогами зазоры между футляром и трубой могут быть выполнены с сальниковыми уплотнениями. Повышенные требования предъявляются и к сварным швам трубопроводов. Перед укладкой в футляр поверхность трубопровода тщательно изолируют после гидравлического и пневматического испытания. Для предотвращения повреждения изоляции во время монтажа на поверхность трубопровода укладывают деревянные рейки.

Применяются два основных способа укладки трубопровода в футляр: проталкивание и протаскивание. В первом случае на конце футляра устанавливается отводной блок. Трос, проходящий через этот блок, крепят к удаленному концу трубопровода; с помощью лебедок или других механизмов трубопровод по направляющим, смазанным солидолом, проталкивается в футляр. Во втором случае отводной блок устанавливают на противоположной стороне приготовленного к монтажу трубопровода. Трос, проходящий через отводной блок, протаскивают внутри футляра и закрепляют к специальному наконечнику или скобе на конце приготовленного трубопровода. По направляющей дорожке, смазанной солидолом, с помощью различных тяговых механизмов протаскивают трубопровод, выполняя дальнейшие работы, предусмотренные проектом (заделка зазоров между футляром и трубопроводом, устройство колодцев и т. п.). Способы прокладки трубопроводов в футляре показаны на рис. 3.25.

Рис. 3.25. Способы прокладки труб в футляре а — проталкивание; б — протаскивание; 1 футляр; 2 — рабочий трубопровод; 3 — устройство с блоком; 4 — захватное устройство

При прокладке наружных инженерных сетей безопасность работ обеспечивается: их организацией с соблюдением технологических карт на монтажные процессы; правильным выбором и размещением монтажного оборудования и трубопроводов; соответствующей организацией рабочих мест; использованием исправного инструмента.

Крепления траншей должны отвечать требованиям СНиП, обеспечивающим безопасное выполнение работ. При работе монтажных стреловых кранов и кранов-трубоукладчиков необходимо выдерживать установленные расстояния от креплений для предотвращения угрозы обрушения стенок и устойчивости кранов. При сварке трубопроводов на бровке траншеи отдельные их участки следует располагать так, чтобы предотвратить их скатывание в траншеи. В городской застройке траншеи и котлованы должны быть огорожены и освещены в темное время суток. При устройстве переходов через траншеи необходимо устанавливать ограждения.

При пересечении прокладываемыми трубопроводами подземных кабелей для предотвращения повреждения последних устраивают специальные деревянные короба; кабели подвешивают к поперечным опорам в этих коробах.

При прокладке стальных трубопроводов и выполнении сварных стыков следует контролировать устройство заземления электрических механизмов во время производства работ.

В процессе монтажа кранами необходимо выполнять следующие требования: не поднимать грузы, превышающие максимальную грузоподъемность крана при данном вылете стрелы; четко выполнять сигналы стропальщика; следить за состоянием контрольных приборов монтажных механизмов. При опускании плети трубопроводов или отдельных секций в траншею запрещается нахождение рабочих под плетью, между стенкой траншеи и трубопроводом, в зоне возможного падения стрелы.

Во время проведения испытаний трубопроводов необходимо соблюдать все правила безопасного выполнения этих работ. При пневматическом испытании трубопроводов вдоль всего участка устанавливается охранная зона шириной от 7 до 25 м в каждую сторону от испытываемого трубопровода. Вдоль трассы через каждые 200 м организуются контрольные посты охраны. Установленные на время испытания заглушки, фланцевые соединения, люки и другое оборудование отмечают предупредительными знаками. Проведение каких-либо работ (устранение дефектов, подтяжка болтов у фланцев и др.) категорически запрещается.

При бестраншейных способах прокладки трубопроводов особое внимание должно быть обращено на разработку грунта внутри трубопроводов во время продавливания. Ручную разработку грунта разрешается выполнять в трубопроводах диаметром не менее 1200 мм, длиной не более 40 м. Длительность выполнения работ внутри трубопровода не должна превышать 1 ч с интервалами между циклами работ не менее 30 мин. При длине трубопровода более 10 м необходима организация принудительной вентиляции.

Электрические сети для освещения и сигнализации допускается применять с напряжением не более 36 В, а при работе во влажных и стесненных условиях — не   более 12 В.

Во время устройства переходов в виде дюкеров участки работ оснащаются плавучими спасательными средствами. В период протаскивания дюкера запрещается нахождение людей вблизи тяговых тросов. Для подхода к прокладываемому трубопроводу или тяговому тросу необходимо приостановить протаскивание.

Все механизмы должны иметь тормозные устройства. Опускания трубопровода с плавучих опор, свайных оснований или льда выполняется по команде одновременно. Майну на льду ограждают и обозначают вехами.

www.stroitelstvo-new.ru

Укладка стальных труб в футляр

ЕНиР

§ Е9-2-11. Укладка стальных труб в футляр

Характеристика условий производства работ

До начала работ по укладке стальных труб в футляр котлован, из которого производилось продавливание футляра, соединяется с траншеей, вырытой для укладки трубопровода. В траншею опускается звено из труб, подлежащих укладке в футляр. Звено предварительно испытывается пневматическим способом и покрывается антикоррозионной изоляцией. В конечном котловане, где закончено продавливание, устанавливается лебёдка, трос от которой пропускается через футляр и крепится к временным крюкам или скобам, привернутым к укладываемым в футляр трубам. Для предохранения антикоррозионной изоляции рабочей трубы от повреждений применяется инвентарный хомут с колесиками, на который укладывается передний конец трубы. На остальной части трубы через 3-5 м (в зависимости от ее диаметра) укрепляются по окружности диэлектрические скользящие опоры.

ПРИ УСТАНОВКЕ ДИЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СКОЛЬЗЯЩИХ ОПОР НА ТРУБЫ В ФУТЛЯРАХ

Состав работы

1. Разметка мест установки опор. 2. Разборка опор перед установкой.

3. Установка опор на трубы со сборкой и поддерживанием при прихватке.

snip1.ru

Способы прокладки полиэтиленовых труб в футляре

Прокладка полиэтиленовых труб в футляре имеет широкую область применения в строительстве трубопроводов различного назначения. Применение труб из ПНД (полиэтилена низкого давления) делится на два основных направления – полиэтиленовые трубы используют, для транспортировки жидких и газообразных веществ, а так же в качестве защитных футляров для трубопроводов. Первое направление включает в себя трубы для транспортировки химических веществ и агрессивных средств, трубы для канализации, газопровода, питьевого водоснабжения. Второе направление, подразумевает использование ПНД труб в качестве футляров для других труб и иные способы применения труб для защитных целей.

Прокладка полиэтиленовых труб в футляре применяется во многих случаях, в том числе при необходимости пересечения трубопроводом подземных коллекторов, каналов, туннелей, водостоков, водопроводов, канализационных сетей, железнодорожных путей и автомобильных дорог. Футляр предохраняет полиэтиленовые трубы от внешних нагрузок, влияния окружающей среды и создает дополнительную защиту от деформации и повреждений. Внутренние диаметры футляра, согласно существующим строительным нормам, должны быть больше наружного диаметра трубы на 100 -200 мм и выходить не менее чем на два метра от наружных стенок пересекаемых сооружений или конструкций. Полиэтиленовые трубопроводы обладают долговечностью, устойчивостью к коррозии и агрессивному воздействию химических веществ. Полиэтиленовые трубы обладают относительно небольшой стоимостью, удобны в монтаже, обладают высокой экологической безопасностью и поэтому пользуются все большей популярностью для строительства различных трубопроводов.

Коэффициент запаса прочности полиэтиленовых труб футляры, их наличие или отсутствие при этом не имеют значения, - это безразмерная величина, которая имеет значение больше единицы. Коэффициент запаса прочности полиэтиленовых труб футляры могут быть из любых материалов, рассчитывается, учитывая особенности эксплуатации и технические особенности конкретного трубопровода, а так же все его свойства, которые отличаются от учтенных при расчетах. Для водопроводных труб данный коэффициент запаса прочности, согласно ГОСТ 18599-2001, должен составлять 1,25. Для полиэтиленовых газопроводов, согласно по ГОСТ Р 50838, коэффициент запаса прочности должен достигать не менее чем 2,5.

Трубопроводы в современном мире

Трубопровод – это достаточно сложная конструкция, которая состоит из труб, герметически состыкованных между собой, трубопроводной арматуры и других технических элементов. Трубопровод предназначен для транспортировки разнообразных сред – жидких, твердых, а так же газообразных...

Способы прокладки трубопровода

Прокладка трубопровода – это сложный и трудоемкий технологический процесс, который должен отвечать строгим требованиям контроля качества и безопасности. Прокладка трубопровода требует довольно крупного объема подготовительных и предварительных работ, тщательного планирования, анализа грунтов и иных необходимых исследований.

Ремонт и обслуживание трубопроводов

Ремонт трубопроводов представляет собой достаточно сложную и трудоемкую задачу. Широко известно, что на восстановление и ремонт линий трубопровода затрачивается гораздо большее количество финансовых средств и трудовых ресурсов, чем на его строительство.

gorizontalnoeburenie.ru


Смотрите также