(495) 766-86-01603-971-803
Мы работаем по выходным - тел. 8-926-197-21-13
 

Протаскивание в футляр стальных труб


Расценка на протаскивание в футляр полиэтиленовых труб

В сметно-нормативной базе 2017 года (изм. 1) появились расценки на протаскивание в футляр полиэтиленовых труб - ФЕР 22-05-05. Считаем, что в составе работ учтена только работа по протаскиванию трубы. Но для чего отдельно приводится сама труба?

Ответ

Расценки табл. 22-05-05 «Протаскивание в футляр полиэтиленовых труб» учитывают стоимость «Труб полиэтиленовых» (код 24.3.03.13) в количестве 110 м на 100 м трубы, уложенной в футляр. Стоимость труб полиэтиленовых вынесена за строку расценки.

Применение расценок табл. 22-05-05 вызывает ряд вопросов.

Например, как учитывать работу по укладке основного трубопровода? Трубопровод, затягиваемый в футляр, нужно сваривать из отдельных труб, а в расценках табл. 22-05-05 о сварке труб в составе работ ничего не сказано, и в составе машин нет агрегатов для сварки полиэтиленовых труб.

С нашей точки зрения, учет полиэтиленовых труб в нормах (расценках) табл. 22-05-05 - явная ошибка. Если рассмотреть расценки табл. 22-05-003 «Протаскивание в футляр стальных труб», то по составу работ и по применяемым машинам однозначно видно, что расценками данной таблицы учтены только затраты по протаскиванию стальных труб в футляр и стоимость стальной трубы, затягиваемой в футляр, в расценках не учитывается.

Рекомендуем стоимость работ по укладке трубопроводов из полиэтиленовых труб и, в том числе, по протаскиванию части трубопровода в футляр, определять в смете следующим образом:

  • укладку трубопровода из полиэтиленовых труб учитывать в полном объеме по расценке табл. 22-01-021 «Укладка трубопроводов из полиэтиленовых труб», в зависимости от диаметра;
  • затраты по протаскиванию в футляр полиэтиленовых труб учитывать дополнительно по расценке табл. 22-05-05 «Протаскивание в футляр полиэтиленовых труб», в зависимости от диаметра, при этом из расценки следует исключить стоимость «Трубы полиэтиленовой» (код - 24.3.03.13).

smetnoedelo.ru

Протаскивание в футляр полиэтиленовых труб технология - Все об утеплении и энергоэффективности

Основной отличительной особенностью протягивания поли­этиленовых профильных (деформированных) труб от круглых  является использование меньшего тягового усилия по причине сложенной формы  и меньшего трения новой трубы о стенки старого, подлежащего восстановлению трубопровода.

Форма профильной полиэтиленовой трубы при втягивании в санируемый трубопровод (а) и после расширения внутри него (б)

1 — профильная (деформированная) полиэтиленовая труба; 2 — подлежащий ремонту трубопровод

Сущность процесса заключается в том, что после монтажа специально подобран­ных деталей-законцовок полиэтиленовая профильная труба подвергается обрат­ной деформации, сопровождающейся прогревом трубы с помощью пара под давлением.

В результате активизируется специфическая для данного материала способность «воспоминания формы» и деформированная полиэтиленовая труба приобретает первоначальное круглое сечение, плотно прилегая к стенкам ветхого трубопровода.

Изношенная ме­таллическая труба используется как направляющий каркас и может служить дополнительной защитой (футляром).

Перед началом работы по протяги­ванию профильных труб проводится визуальный осмотр внутренней поверх­ности ремонтного участка с помощью видеокамеры для выявления возможных препятствий. По результатам диагности­ки назначается очистка ремонтного учас­тка, что фиксируется в соответствующем акте.

Протягивание полиэтиленовой про­фильной трубы в очищенный ветхий трубопровод осуществляется при постоянной скорости, не превышающей 2 м/мин.

Процесс подачи трубы контролируется с помощью встроенных приборов на лебедке, автоматически из­меряющих и регистрирующих тяговое усилие, которое не должно превышать значений, указанных в таблице ниже.

Средний наружный диаметр, мм Допустимое усилие протаскивания, кН, при SDR
17 11
110 13 19
125 21 30
150 30 44
200 53 78
225 63 92
250 84 123
300 120 176
350 162 238

После втягивания в реконструируемый трубопровод профильной трубы на ее конце закрепляется калибрующая деталь-закон- цовка, через которую для инициирования процесса восстанов­ления первоначальной формы внутрь трубы из парогенератора подается паровоздушная смесь при давлении 0,1—0,3 МПа с температурой 105°С. Избыток пара на противоположном конце участка трубопровода через калибрующее устройство сбрасывается в конденсационную емкость или в атмосферу. Продолжитель­ность восстановления первоначальной формы трубы зависит от диаметра и длины реконструируемого участка трубопровода и может составлять 3-5 часов.

После восстановления первоначальной формы полиэтиленовой трубы ремонтный участок охлаждается подачей в трубопровод воздуха с давлением не более 0,3 МПа.

Время охлаждения зави­сит от диаметра трубопровода, температуры окружающей среды и может составлять от 2 до 6 часов.

Процесс охлаждения закан­чивается при температуре 30°С, измеренной на дальнем конце реконструированного участка сети.

По завершении процесса охлаждения удаляются детали-закон- цовки и при необходимости производится обрезка полиэтиленовой трубы с обоих концов восстановленного участка на расстоянии неменее 0,5 м от края стального каркаса. Конденсат с внутренней поверхности трубопровода удаляется путем протяжки по нему поролонового поршня.

Для соединения восстановивших свою форму полиэтиленовых профильных труб с полиэтиленовыми трубами ПЭ 80, ПЭ 100 или соединительными деталями (фитингами) в разогретый конец профильной трубы вставляется опорная втулка, расширяющая его до стандартных размеров. Допускается также применение специальных переходов с закладными электронагревателями. Для присоединения полиэтиленовой профильной трубы к стальному трубопроводу применяются соединения «сталь—полиэтилен» и муфты с закладными нагревателями.

На практике используются в основном профильные трубы диаметром до 400 мм из-за сложности деформации соединяемых в плети труб большего диаметра.

Однако известен уникальный голландский опыт применения профильных полиэтиленовых труб ПЭ 80 (SDR 50) диаметром 950 мм для ремонта старого стального трубопровода длиной 2,5 км.

Для этого в заводских условиях была проведена предварительная деформация труб, а для исключения их преждевременного распрямления осуществлялась обтяжка их хомутами из специальной тонкой, но прочной ленты, которая разлагается со временем.

На рисунке ниже показан фрагмент выхода из старого трубопровода профильной трубы с буксировочной головкой и тросом.

После окончания протяжки хомут разрезался и полимерный трубопровод постепенно восстанавливал круглую форму.

Голланд­ский опыт протяжки полиэтиленовой профильной трубы большого диаметра в старый трубопровод показал, что данная технология может быть перспективной для реконструкции различного рода крупных объектов трубопроводных коммуникаций.

Источник: http://ros-pipe.ru/clauses/stroitelstvo-remont-truboprovodov/tekhnologiya-protyagivaniya-polietilenovykh-profil/

Футляры из труб

Защита подземных трубопроводов осуществляется за счет специальных стальных футляров.

Читайте также  Роторное бурение скважин технология

Как правило, коммуникации под землей подвержены влиянию химических элементов в составе грунта, воды, а если они лежат под дорогой, то они дополнительно подвергаются вибрации и трению. Все это негативно сказывается на трубах и приводит к преждевременному износу.

Чтобы сохранить трубы дольше в нормальном состоянии их покрывают стальным футляром, который дополнительно защищает их от образования ржавчины и иного рода отложений.

Как происходит протаскивание трубы в футляр

Для бестраншейной прокладки сегодня используется специальная технология. Она применяется для забивки футляров больших диаметров.

Основной принцип работы основан на силе движения сжатого воздуха, который нагнетается компрессорами.

Не имеет значения, что протаскивание трубы в футляр предполагает наличие грунта в зазоре, его впоследствии вынимают, используя желонку.

Работа выполняется быстро и не требует наличия на участке электричества.

Футляр для газовой трубы

Сегодня производится несколько типов футляров, которые отличаются между собой по размерам, при этом технология предполагает, что он обязательно должен в полтора раза превышать размер диаметра трубы. Изготавливается футляр из стальной трубы, которая уже была ранее использована, но перед повторным использованием она проходит стадию очистки и покрытия антикоррозийным слоем.

Как правило, труба в футляре прокладывается под трассами, когда важно оградить ее от внешних воздействий, в том числе и вибрации и нагрузки сверху.

Футляр для газовой трубы изготавливается всегда из стали, под автомобильными дорогами они должны выступать на три метра. Перед укладкой футляра газовые трубопроводы на стыках проверяются на качество соединения.

Трубы, уложенные внутрь должны иметь как можно меньше швов, а сами они размещаются на подставки. В этом случае футляр герметизируют, заливают битумом и ставят сальники.

Обязательно в футляр для газовой трубы устанавливается на каждые 750 метров трубка, по которой можно будет определить наличие газа внутри.

Футляр для труб под дорогами и способы протаскивания

Прокладка труб в футляре под дорогами, которые невозможно вскрывать для рытья траншеи проходит закрытым методом. Его основной принцип в том, чтобы сделать отверстие под дорогой, куда и будет проталкиваться газопровод.

Горизонтальный метод не часто используется, чаще применяют прокалывание иногда продавливание. Главное отличие одного метода от другого состоит в том, что в первом случае грунт уплотняют, создавая нужное отверстие, а во втором его вынимают наружу. Время от времени это делает специальное оборудование, но чаще всего это ручная работа.

Прокладка без использования траншеи трубы под дорогой экономически выгодный вариант, особенно если речь идет о строительстве трубопровода в густонаселенном участке или в городе.

Протаскивание трубы в футляр происходит без необходимости останавливать движение по дороге, а также не доставляет дискомфорта живущим рядом людям, потому что исключает необходимость выкапывать большие объемы земли.

Более того, после выполнения такой прокладки нет необходимости делать восстановительные работы, а значит, затраты значительно меньше.

Как правило, труба в футляре укладывается при помощи гидродомкрата или пневмопробойника, потому что это просто и недорого.

Большие по диаметру футляры после установки требуют дополнительной очистки, которая проводится при помощи сжатого воздуха подаваемого в зазор.

Если труба меньшего диаметра, то ее устанавливают с закрытым концом, благодаря чему дополнительная очистка не требуется.

При использовании гидродомкрата протягивание футляра происходит до тех пор, пока конец не выйдет к приемному приямку.

Метод прокладки выбирается в зависимости от наличия технической оснащенности, дистанции, на которую необходимо установить дополнительную защиту, внешних условий и конкретных задач, которые были поставлены перед рабочими.

Благодаря тому, что используемое оборудование имеет небольшой размер и вес, его можно использовать даже в сложных условиях, когда площади для размещения техники мало, а почвы не обладают достаточной устойчивостью. Представленные методы исключают возможность провала земли под оборудованием, что очень важно при проведении таких работ.

Установка футляра для трубопровода, который находится под транспортной магистралью, является гарантией того, что он не будет поврежден, и не будет испытывать на себе влияния давления, вибрации, механической нагрузки, которые значительно влияют на срок эксплуатации магистрали. Благодаря такой дополнительной защите можно продлить безаварийность магистрали.

Источник: https://ametall.ru/sfera-primeneniya/futlyary-iz-trub.php

Опоры для прокладки трубы в футляре: характеристики деталей и особенности монтажа магистралей в защитном кожухе

Опорно-направляющие кольца (ОНК) или опоры для прокладки трубы в защитном футляре — это приспособления, которые позволяют протягивать через защитный футляр (кожух) трубы из разных материалов: сталь, чугун, поливинилхлорид (ПВХ), полиэтилен (ПЭ) и т. д. Они осуществляют отцентровку трубы в кожухе посредством уплотнения кольцевого пространства. Монтаж труб в футляре выполняется под различными инженерными объектами: автомагистралями, железными дорогами.

Читайте также  Строительство курятника своими руками пошаговая технология

При помощи опор производится центровка внутренней трубы при прокладке коммуникаций в футлярах

Особенности опорно-направляющих изделий

Обычные опоры для трубопроводных коммуникаций выполняют ряд функций. Основная же их «обязанность»  – это фиксация конструкции.

Кроме того, благодаря скользящим опорам линейное расширение трубопровода не имеет последствий.

А опорно-направляющие кольца позволяют осуществить протягивание внутреннего трубопровода через наружную коммуникационную часть (футляр) без нанесения ей какого-либо вреда.

Исходя из этого, можно выделить несколько основных функций, которые осуществляются благодаря именно такой опоре:

  • предохранение трубопровода от различных повреждений;
  • защита муфтовых стыков и сварных швов;
  • простое и быстрое протягивание трубопровода через футляр;
  • опора для подводящей трубы;
  • катодная защита от коррозийных воздействий (благодаря такой детали исключается возможность контакта между металлическими каркасами двух труб).

Обратите внимание! Использование таких колец позволяет выполнить протягивание различных трубопроводов, которые отличаются по материалу, показателю диаметра и т. д. Эти опоры способствуют сохранению целостности коммуникаций и во время протягивания, и последующей эксплуатации.

Установка этих колец осуществляется на стадии сборки самого трубопровода. Их монтаж не требует применения специальной техники, так как фиксация опорного кольца выполняется с использованием электродуговой сварки. Наиболее распространёнными материалами для таких опор являются высококачественный полипропилен, сталь.

Особенность конструкции опор помогает легче и быстрее протягивать внутреннюю трубу во внешнюю

Преимущества опорных колец

Опорные кольца, как и любое другое изделие, обладает своими преимуществами. К основным плюсам этого приспособления относят:

  • показатели трения, при использовании этих полимерных устройств, снижаются до минимума, поэтому они считаются очень надёжными;
  • благодаря первому пункту, защитное покрытие трубопровода не повреждается в процессе протягивания его через футляр;
  • скорость монтажных работ достаточно высокая, что снижает расходы на строительство магистарали;
  • такие опоры позволяют продлить срок службы коммуникации в целом, так как исключается контакт между трубами и снижается коррозийное воздействие;
  • подводящую трубу можно убрать, если возникнет такая необходимость;
  • поперечные рёбра, которые входят в состав этой опоры, могут отличаться по размерам. Это позволяет провести внутреннюю коммуникацию по центру защитного футляра любого диаметра;
  • полипропилен является надёжным изоляционным материалом и обеспечивает надёжную катодную защиту трубопровода.

Виды опор

Опоры для прокладки трубопровода в футляре дифференцируются на виды в зависимости от конструктивных особенностей. Существует три основных вида таких опор:

1. Кольцо опорно-направляющее, оснащённое скользящими опорами из полимиада. Последние принимают нагрузку, которая образуется вследствие движения трубы по футляру. Протаскивание в футляр стальных труб с помощью такой опоры значительно уменьшает показатели трения.

Конструкция опорного кольца может иметь ролики либо простые направляющие

2. Опорно-направляющее кольцо, которое имеет в своём составе опоры качения или, как их ещё иногда называют — ролики. Количество роликов варьируется в зависимости от нескольких факторов:

  • длина защитного кожуха;
  • вес протягиваемой трубы;
  • допустимый показатель давления на противокоррозийное покрытие.

3. Комбинированные ОНК, которые включают в себя оба типа опор: скользящие и качения. Такой тип является довольно популярным при прокладке трубопроводов небольшого диаметра (до 30 мм) на большие расстояния — от двух тысяч метров и более.

Кроме опорных колец, существуют и другие специальные приспособления, которые используют при протягивании трубопровода через футляр. К таким изделиям можно отнести:

  • резиновая герметизирующая манжета;
  • защитное укрытие для манжеты.

Резиновая манжета применяется для герметизации межтрубного пространства, а также при ремонте коммуникации в защитном футляре. Защитное укрытие изготавливается из стеклопластика и применяется для защиты резиновой манжеты от механических воздействий.

Технические характеристики

ОНК отличается прочностными характеристиками.

Материалы, которые используются при производстве таких опорных колец, способны выдерживать показатели давления не менее чем 120 кг/ см².

Ролики, которые используются в некоторых типах опорных изделий, также являются очень прочными и надёжными и могут выдерживать нагрузку от 200 до 300 кг.

Подобные опоры обладают высокой прочностью и применяются при прокладке магистралей в любых условиях

Опорно-направляющие кольца (ОНК) используются для монтажа переходов с размерами сечения до 1420 мм. Прокладка труб в футлярах может производиться в разных климатических условиях. Показатели температур, при которых разрешаются монтажные работы, варьируют, в зависимости от конкретного региона, от –40 до +50 °C.

Полезная информация! Такие кольца надёжно фиксируются на трубах и не смещаются в процессе монтажных работ и эксплуатации конструкции.

Диаметр и ширина опоры зависят от показателя сечения трубопровода, для которого она будет использована. Эта закономерность описана в таблице ниже.

Таблица 1

Ду трубопровода, мм Диаметр кольца, мм Ширина кольца, мм
1420 1642 250
1220 1336 210
1020 1136
820 936 174
720 856
630 766
530 936
426 542 154
377 493 130
325 481
273 420
219 377 100
168 286 85
159 277
133 251
114 232
108 236
Читайте также  Двойной брус технология строительства

Вес изделия во многом зависит от диаметра изделия, данные представлены в таблице №2.

Таблица 2

Ду трубопровода, мм Вес кольца, кг
1420 36
1220 30
1020 24
900 18,3
820 17
720 15
530 10
426 9
377 7
325 6
273 5,5
219 5,2
159 4,3
108 3

Эксплуатационный срок такой опоры может достигать 30 лет (в некоторых случаях — больше).

Монтаж опор

Установка опорных колец проводится в следующей последовательности:

  1. Трубопровод, который предполагается протаскивать в защитный футляр, монтируется на опоры. При монтаже нужно учитывать тот факт, что нижняя часть трубопровода должна быть свободной для установки опорного полукольца.
  2. На трубу устанавливается защитная прокладка. Поверх неё монтируется опорное полукольцо.
  3. Снизу таким же способом монтируется второе опорное полукольцо.
  4. Обе половины стягиваются болтами в единую конструкцию.
  5. На конец протягиваемой трубы монтируется сдвоенное направляющее опорное кольцо и специальный оголовок, который оснащён приспособлением для крепления троса.

Опоры крепятся через равные промежутки друг от друга, расстояние зависит от типа магистрали, диаметра труб и прочих факторов

Таким образом трубопровод подготавливают к прокладке внутри защитного футляра. Дистанцию между опорными элементами определяется с учётом различных условий: давление, оказываемое на трубопровод, прогиб коммуникации между опорами и т. д. Оптимальное расстояние, рекомендуемое специалистами, составляет 3 м.

Кроме этого, для трубопроводов водоснабжения дистанция между опорами может отличаться в зависимости от температуры среды. Футляры для водопроводных труб, как правило, представлены стальными трубами с антикоррозийным покрытием. После того, как опоры установлены, происходит монтаж защитных трубок для кабелей.

Особенности прокладки труб в футляре

Монтаж трубопроводов под автомагистралями, а также железнодорожным покрытием всегда проводится с использованием футляра, который выполняет функцию защитной капсулы, для внутренней коммуникации.

Важно! Обязательное правило, которое необходимо соблюдать при таких работах — труба, выполняющая роль футляра обязательно должна обладать более высокими прочностными характеристиками, чем внутренняя.

Наиболее распространённым вариантом трубы-футляра на сегодняшний день являются стальные изделия. Популярность прокладки труб в стальных футлярах обусловлена феноменальной прочностью этого материала. В зависимости от конкретного случая и эксплуатационных условий для футляров могут использоваться следующие варианты стальных труб:

  • новые;
  • лежалые;
  • отреставрированные;
  • трубы б/у.

Для прокладки в футляре используются разные типы стальных труб

Защитный футляр в зависимости от ситуации может быть представлен следующими типами труб:

  • сварные спирально-шовные;
  • прямошовные;
  • бесшовные горячекатанные.

Бесшовные стальные детали, как правило, применяются для обустройства защитных футляров, которые обладают сечением до 273 мм. Если размеры сечения превышают эту цифру, то тогда используют сварные спирально-шовные или прямошовные изделия.

Кроме этого, стальные детали для футляров часто оснащаются защитным антикоррозийным слоем. Защитный слой может быть представлен следующими антикоррозийными покрытиями:

  • песчаноцементные;
  • асфальтоцементнобитумные;
  • асбоцементные;
  • эпоксидные;
  • полимерные.

Футляры для труб водоснабжения, как правило, обрабатываются экструдированным полиэтиленом. Популярным решением для футляра являются трубы, которые раньше применялись в газопроводных магистралях.

Способы прокладки труб в футляре

При прокладке трубопроводов бестраншейным методом вначале требуется обустройство футляра, а уже после этого проводится протаскивание внутренней трубы через него. Длина футляра зависит от ширины препятствия, которое будет преодолено.

Продавливание — один из распространенных способов прокладки труб в футляре

Выбор способа монтажа футляра зависит от таких условий:

  • диаметр коммуникации;
  • длина коммуникации;
  • гидрогеологические условия (уровень влажности почвы);
  • физико-механические свойства почвы (является ли грунт подвижным или нет);
  • возможности компании, которая осуществляет прокладку (наличие специальной техники).

В зависимости от вышеперечисленных условий выбирают один из следующих вариантов прокладки трубы в защитном футляре:

  • прокол;
  • продавливание;
  • горизонтально-направленное бурение;
  • гидроудар.

Для обустройства тоннелей или коллекторных коммуникаций популярными способами являются:

  • щитовая подземная проходка;
  • штольневая подземная проходка.

Бестраншейный монтаж трубы в стальном футляре является безопасным способом провести коммуникацию под каким-либо инженерным объектом.

Кроме этого, такой способ является экономически выгодным и более безопасным, нежели укладка труб в почву.

Для густозастроенных городов такой вариант проводки коммуникаций считается наиболее целесообразным.

Важно! Под железнодорожным покрытием для бестраншейной прокладки труб в футлярах используют стальные трубы. 

Наиболее распространённый способ прокладки труб в стальном футляре — с помощью пневмопробойника или гидродомкрата.

Пневмопробойник позволяет провести монтажную работу по прокладке защитного футляра для трубопроводов в условиях однородного грунта, не более чем на 50 метров.

Гидродомкраты также являются популярным оборудованием для этих целей и позволяют выполнять проколы даже в неустойчивых грунтах.

Источник: http://TrubaMaster.ru/armatura/opory-dlya-prokladki-truby-v-futlyare.html

myecoteplo.com

Прокладка трубопроводов. Вариант № 4.

Ремонт трубопроводов данным методом заключается в протаскивании нового пластикового трубопровода вовнутрь старого. Пластиковые трубы предварительно соединяют в единый трубопровод. Протягивают через старый трубопровод с помощью определенных механизмов. При этом старый трубопровод становится кожухом, защищающим пластмассовый трубопровод от внешнего разрушающего воздействия. Различают два способа ремонта старого трубопровода по данной технологии:

  • путем наращивания коротких труб;
  • путем протаскивания предварительно свариваемого в плеть пластмассового трубопровода.

В первом случае применяют трубы длиной 0,5…0,6 м. Процесс производства работ носит цикличный характер. Сначала отдельную пластмассовую трубу вставляют в старый трубопровод, и проталкивают домкратом. Затем к ней стыкуется следующая короткая труба и также домкратом проталкивается в ремонтируемый трубопровод. Так постепенно новый пластмассовый трубопровод наращивается на одну короткую трубу, которую затем проталкивают в старый трубопровод и цикл повторяют. Данный способ применяют в основном для ремонта безнапорных трубопроводов. Трубы соединяют разными способами в зависимости от их вида. Применяют полиэтиленовые толстостенные трубы с конической резьбой, полимерные трубы с раструбными соединениями и другие. Способ ремонта трубопровода путем наращивания коротких труб:

Ремонт старых трубопроводов путем протаскивания предварительно свариваемого в плеть пластмассового трубопровода производят в следующем порядке:

  • трубы вводят в ремонтируемый старый трубопровод через колодец или отрытый на сети приямок;
  • на горловине приёмного колодца устанавливают лебёдку, трос от которой подсоединяют к устройству для захвата и подтягивания новой трубы;
  • полиэтиленовую трубу поставляют на строительную площадку либо хлыстами по 12…15 м в зависимости от диаметра трубы и имеющегося транспорта, либо на специальном барабане;
  • по длине санируемого участка готовят плеть из полиэтиленовых труб нужного размера с помощью полуавтоматических аппаратов стыковой сварки. Предварительно подготавливают рабочий и приемный котлованы. Размеры рабочего котлована определяют в зависимости от диаметра полиэтиленовой трубы и глубины заложения существующего трубопровода. Размеры приемного котлована, как правило, зависят только от конфигурации узла, который будет собран в котловане после окончания работ по протаскиванию полиэтиленовой трубы.

Перед началом санации ремонтируемый участок проверяют на «проходимость». Для этого через трубопровод протаскивают «шаблон» из куска стальной трубы, диаметр которой немного превышает диаметр пластмассового трубопровода. При успешном результате проверки начинают протаскивание полиэтиленовой трубы в старый трубопровод:

Недостатком данной технологии является существенное уменьшение условного прохода трубопровода, прежде всего за счет кольцевого зазора между стенками старой и новой труб. Например, при санации стальной трубы диаметром 400 мм внутренний диаметр может уменьшиться до 300 мм.

Чтобы устранить указанный недостаток необходимо пластмассовый трубопровод предварительно деформировать, уменьшая его наружный диаметр. Таким образом, используется свойство эластичности полиэтиленовой трубы до протаскивания. После протаскивания пластиковая труба восстановит прежнюю форму без потери прочности. Для этого перед вводом в старый трубопровод новую полиэтиленовую трубу нагревают и протягивают через сужающее устройство таким образом, что ее диаметр уменьшается примерно на 15%. Это облегчает последующее протаскивание ее внутрь старой трубы. После размещения новой трубы в требуемом положении внутрь ее подают горячий воздух или воду, она расширяется до прежних размеров путем. Этот метод используют для ремонта трубопроводов от 75 до 600 мм.

Иногда поступают по-другому. Новую полиэтиленовую трубу из высокопрочного полиэтилена предварительно в базовых условиях сильно деформируется в процессе термомеханической обработки, с целью уменьшения ее поперечного сечения. В таком виде она наматывается на барабан и транспортируется к месту производства работ. Внутрь реконструируемого трубопровода трубу протягивают с помощью обычной лебедки. После установки на место новую трубу обрезают, закрывают с обоих концов и подают внутрь паровоздушную смесь. В результате восстанавливается круглая форма трубы, и она плотно примыкает к стенкам старого трубопровода. За один цикл можно отремонтировать участок водопровода до 800 м с диаметром от 100 до 500 мм.

К сожалению, данные технологии не применимы для санации трубопроводов с одним или несколькими углами поворота, а также с местными сужениями. Кроме того, если пластмассовая труба подобрана недостаточно точно, в частности, ее наружный диаметр после восстановления первоначальной формы несколько больше внутреннего диаметра старого трубопровода, на новой трубе образуется складка. Это ухудшает гидравлические характеристики трубопровода, вызывает отложение осадков. Более прогрессивны сплошные полимерные рукава.

xn----ftboahvczfgqe.xn--p1ai

Протаскивание рабочей плети в защитный футляр

При выборе схемы монтажа следует обеспечивать максимальную длину плетей МНП для протаскивания, исходя из условий рельефа прилегающих к футляру участков местности, применяемых грузоподъемных и тяговых средств.

В ППР должен быть приведен расчёт усилий протаскивания трубной плети в защитный футляр, требуемых грузозахватных и тяговых приспособлений (домкратов, лебёдок, упоров, т.д.), с учётом характеристик трения.

Рисунок 4.1 - Схема протаскивания плети в защитный футляр

1 - рабочий котлован; 2 - приемный котлован; 3 - полотно дороги; 4 - защитный футляр; 5 - плеть; 6 - опорно-направляющее кольцо (ОНК); 7 - сдвоенные ОНК; 8 - кран-трубоукладчик; 9 - тяговая лебедка

Протаскивание плети через защитный футляр необходимо производить с помощью лебедки типа ЛП-1 с тяговым усилием 500 кН и двумя трубоукладчиками марки ТГ 124. При протаскивании рабочей плети в защитный кожух наружная поверхность трубы (изоляционное покрытие) защищают от повреждений путем закрепления на ней опорно-направляющих колец из полимерных (диэлектрических) материалов (полиэтилен, полиуретан, текстолит и т. п.). Опоры выполняют несколько функций: воспринимают нагрузку трубопровода и передают ее защитному кожуху, служат скользящими элементами при протаскивании плети в кожухе, а при эксплуатации - диэлектрическим изолятором между нефтепроводом и кожухом.

Рисунок 4.2 Опорно-направляющее кольцо

1-кожух; 2 - неметаллический опорный элемент; 3 - сегмент опорного кольца; 4 - болтовое соединение сегментов

На обоих концах кожуха (футляра) устанавливаются торцевые уплотнения манжеты), предназначенные для герметизации межтрубного пространства. На подземных переходах манжеты должны быть оснащены защитными укрытиями. Манжеты должны воспринимать осевые и радиальные перемещения, возникающие в трубопроводе от изменения давления и температуры перекачиваемой нефти без разрушения и потери герметичности. Кроме того, они должны (с учетом возможного применения защитных чехлов) выдерживать нагрузки от грунта и подпор подземных вод.

Рисунок 4.3 Герметизирующая манжета

1 - трубная плеть; 2 - защитный кожух; 3 - резиновая манжета; 4 - малый хомут; 5 - большой хомут

studbooks.net

Группа 47 Протаскивание в футляр стальных труб

Состав работ: 1. Установка и разборка такелажных устройств. 2. Установка диэлектрических скользящих опор. З. Протаскивание труб в футляр лебедкой.

Измеритель: 100 м трубы, уложенной в футляр

Протаскивание в футляр стальных труб диаметром:

22-47-1 100 мм

22-47-2 150 мм

22-47-4 250 мм

22-47-5 300 мм

22-47-6 350 мм

22-47-7 400 мм

22-47-8 450 мм

22-47-9 500 мм

22-47-10 600 мм

22-47-11 700 мм

22-47-12 800 мм

22-47-13 900 мм

22-47-14 1000мм

22-47-15 1100 мм

22-47-16 1200мм

22-47-17 1400 мм

Таблица 108 - Группа 47 Нормы с 1 по 6

Шифр ресурса

Наименование ресурса

Единица измер.

22-47-1

22-47-2

22-47-3

22-47-4

22-47-5

22-47-6

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Затраты труда рабочих-строителей

чел-ч

135,04

143,52

143,68

145,12

145,12

160

2

Средний разряд работ

3,8

3,8

3,8

3,9

3,9

3,9

3

Затраты труда машинистов

чел-ч

0,08

0,11

0,13

0,18

0,21

0,24

Машины и механизмы

200-0002

Автомобили бортовые,

маш-ч

0,08

0,11

0,13

0,18

0,21

0,24

грузоподъемность до 5 т

203-0303

Лебедки ручные и рычажные, тяговое

маш-ч

41,73

41,73

41,73

53,76

53,76

42,24

усилие до 14,72 кН [1,5 т]

Материалы

111-0782

Поковки из квадратных заготовок, масса 1,8 кг

т

0,0538

0,0641

0,0754

0,109

0,127

0,148

111-0850

Резина листовая вулканизированная цветная

кг

22,6

31

40,2

60,1

74,2

88,2

Таблица 109 - Группа 47 Нормы с 7 по 12

Шифр ресурса

Наименование ресурса

Единица измер.

22-47-7

22-47-8

22-47-9

22-47-10

22-47-11

22-47-12

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Затраты труда рабочих-строителей

чел-ч

160

179,2

179,2

179,2

198,4

198,4

2

Средний разряд работ

3,9

4,1

4,1

4,1

4,2

4,2

3

Затраты труда машинистов

чел-ч

0,29

0,32

0,45

0,51

0,56

0,62

Машины и механизмы

200-0002

Автомобили бортовые,

маш-ч

0,29

0,32

0,45

0,51

0,56

0,62

грузоподъемность до 5 т

203-0304

Лебедки ручные и рычажные, тяговое

маш-ч

47,36

55,04

55,04

55,04

51,2

51,2

усилие до 29,43 кН [3 т]

Материалы

111-0782

Поковки из квадратных заготовок,

т

0,186

0,201

0,302

0,337

0,369

0,404

масса 1,8 кг

111-0850

Резина листовая вулканизированная цветная

кг

92,2

102

136

154

173

197

Таблица 110 - Группа 47 Нормы с 13 по 17

Шифр ресурса

Наименование ресурса

Единица измер.

22-47-13

22-47-14

22-47-15

22-47-16

22-47-17

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Затраты труда рабочих-строителей

чел-ч

220,8

220,8

238,4

238,4

272

2

Средний разряд работ

4,2

4,2

4,2

4,2

4,2

3

Затраты труда машинистов

чел-ч

0,69

0,8

0,8

0,85

0,93

Машины и механизмы

200-0002

Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т

маш-ч

0,69

0,8

0,8

0,85

0,93

203-0304

Лебедки ручные и рычажные, тяговое усилие

маш-ч

61,44

61,44

71,68

71,68

81,92

до 29,43 кН [3 т]

Материалы

111-0782

Поковки из квадратных заготовок, масса 1,8 кг

т

0,44

0,507

0,507

0,54

0,58

111-0850

Резина листовая вулканизированная цветная

кг

222

268

268

290

320

Соседние файлы в папке РЭСН (ДБН)

studfiles.net

Разногласия по применению расценок на прокладку в футлярах из стальных труб

Подрядная организация прокладывает магистральные и внутриквартальные трубопроводы теплоснабжения в ППУ изоляции диаметрами 57/140 мм, 89/160 мм, 108/200 мм, 133/225 мм, 159/250 мм, 219/315 мм, 325/450 мм, 426/560 мм. В местах прохода трубопроводов под дорогами прокладка осуществляется в футлярах из стальных труб. Протаскивание в футляры труб в ППУ изоляции учитывается по расценкам таблицы 22-05-003, и по применению этих расценок возникли разногласия с Заказчиком. Например, прокладку в футляре трубы в ППУ изоляции диаметром 89/160 мм учитываем по расценке 22-05-003-3 «Протаскивание в футляр стальных труб диаметром: 200 .мм». Заказчик считает, что нужно брать расценку - 22-05-003-1 «Протаскивание в футляр стальных труб диаметром: 100 мм».

Прав ли Заказчик?

Ответ

Расценками табл. 22-05-003 «Протаскивание в футляр стальных труб» предусмотрено протаскивание в футляр стальных труб наружным диаметром от 100 мм до 1400 мм.

В том случае, если в футляры протаскиваются трубопроводы теплоснабжения, то согласно п. 1.24.10 Общих положений Сборника № 24 «Теплоснабжение и газопроводы - наружные сети. Книга 1» затраты по протаскиванию в футляры определяются по расценкам Сборника № 22 «Водопровод - наружные сети».

При определении стоимости работ по протягиванию в футляры трубопроводов теплоснабжения в ППУ изоляции расценки табл. 22-05-003 следует применять исходя из наружного диаметра трубопровода с учетом толщины ППУ изоляции, т.е. в Вашем случае прокладку в футляре трубы в ППУ изоляции диаметром 89/160 мм следует учитывать по расценке 22-05-003-3 «Протаскивание в футляр стальных труб диаметром: 200 мм».

smetnoedelo.ru

01/2012. Протяжка полиэтиленовых труб для реконструкции подземных трубопроводов

01/2012 Полимергаз  

М. А. Зуев Технический консультант ООО «ЦентрТехФорм»

Одной из многочисленных острых застарелых проблем нашей страны является сильный износ объектов инфраструктуры, включая коммунальные системы газо- и водопроводов, теплотрасс и канализации. В Западной Европе широкомасштабное строительство городских коммуникаций началось на несколько десятилетий раньше, чем в СССР. Соответственно, и методы их ремонта и реконструкции (санации) начали разрабатываться и совершенствоваться гораздо раньше. Если изношенные трубопроводы, проложенные вне больших городов, выгоднее просто заменять новыми после окончания их расчетного срока эксплуатации, то в условиях плотной городской застройки это сопряжено с большими трудностями, связанными с большим количеством разного рода коммуникаций, интенсивным движением транспорта, высокой стоимостью земли. Поэтому в настоящее время там широко применяются методы реконструкции, минимизирующие объемы необходимых земляных работ. Основным принципом этих методов является продолжение использования старого трубопровода в качестве футляра, внутри которого прокладывается трубопровод из полимерных материалов, достаточно долговечных и не подверженных коррозии. К таким методам можно отнести технологии «У-лайнер», «С-лайнер», «Феникс», «Риб-Лок», «Ролл-Даун», санирование цементнопесчаной смесью, протяжку сложенного рукава из нержавеющей стали с последующим увеличением его поперечного сечения, протяжку полиэтиленовых труб без изменения их сечения (далее – протяжка ПЭТ) и другие. Они существенно разли-чаются по таким параметрам, как область применения, вид, диаметр, длина, состояние реконструируемого трубопровода, стоимость, скорость, условия проведения работ, стоимость используемого оборудования и материалов, потребность в квалифицированных специалистах. Указанные методы обладают следующими достоинствами по сравнению с прокладкой новых стальных трубопроводов:
  • уменьшение затрат на проектирование и согласование проектов вследствие использования старых трубопроводов;
  • отсутствие затрат на удаление большей части старых трубопроводов;
  • относительно малые объемы земляных работ (только для разрытия начального и конечного котлованов) и размеры стройплощадок, сохранение твердых покрытий и зеленых насаждений;
  • отсутствие земляных работ при реконструкции канализационных сетей вследствие использования уже существующих канализационных колодцев;
  • сокращение эксплуатационных затрат за счет отсутствия необходимости в электрохимической защите реконструированного газопровода;
  • повышение пропускной способности полимерных труб по сравнению с металлическими того же диаметра вследствие уменьшения шероховатости внутренней поверхности;
  • расчетный срок эксплуатации реконструированного трубопровода не менее 50 лет.
Все эти достоинства имеют следствием резкое (до 50–70 %) сокращение расходов на проведение работ, однако особенности методов приводят к уменьшению поперечного се-чения по сравнению с первоначальным сечением трубопровода. К недостаткам указанных способов можно отнести:
  • необходимость устройства байпасов на время реконструкции;
  • необходимость сохранения электрохимзащиты стальных футляров;
  • ограниченная длина полимерной трубы, протягиваемой за один проход;
  • риск повреждения протягиваемых труб из-за наличия внутри футляра окалины, грата, сварочных швов и т. п.
В настоящее время наиболее распространенным способом реконструкции стальных распределительных газопроводов с применением полимерных материалов является протяжка ПЭТ. Этот способ имеет ряд преимуществ перед другими способами реконструкции протяжкой, при которых меняется проходное сечение протягиваемых полимерных труб или полимерных рукавов, а именно:
  • относительно невысокая стоимость;
  • достаточно высокие темпы проведения работ;
  • отсутствие необходимости в тщательной подготовке внутренней полости реконструируемого трубопровода перед протяжкой;
  • невысокая стоимость используемых материалов и оборудования.
В силу указанных преимуществ для реконструкции подземных трубопроводов с начала 1990-х годов в нашей стране все шире применяется протяжка ПЭТ. Так было реконструировано несколько сотен километров распределительных газопроводов в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Рязани, Самаре, Ростове-на-Дону, других городах РФ. При этом сужение проходного сечения газопровода компенсировалось, при необходимости, повышением давления газа. Регулярно выходят книги, пособия, другие материалы, обобщающие опыт применения этого и других способов реконструкции.

Принцип протяжки ПЭТ

Протяжка ПЭТ заключается в том, что в футляр или реконструируемый трубопровод, обрезанный с двух концов и продутый от остатков газа, вводится полиэтиленовая труба, предварительно свернутая в бухту, намотанная на барабан или сваренная в плеть из мерных отрезков. Протяжка осуществляется лебедкой с помощьютроса (фала), предварительно пропущенного через футляр, либо заталкиванием вручную или специальным толкателем. Затем осуществляется монтаж трубопровода из протянутых полиэтиленовых труб.

Протяжка ПЭТ применяется при:

  • строительстве новых трубопроводов (газопроводов, водопроводов и др.) на переходах через естественные или искусственные преграды и коммуникации;
  • восстановлении (реконструкции) изношенных стальных трубопроводов;
  • ремонте трубопроводов.
Протяжку ПЭТ разрешено проводить при температуре воздуха от + 5 ºС до + 40 ºС. Используемые при протяжке ПЭТ оборудование, оснастка и материалы Для проведения основных работ (исключая земляные, дорожно строительные и т. п.) по протяжке ПЭТ в реконструируемых трубопроводах (футлярах) обычно применяются следующие материалы и оборудование:

Трубы полиэтиленовые. При диаметре до 110 мм могут поставляться в бухте, при диаметре до 160 мм – намотанными на барабан, свыше 160 мм – в мерных отрезках длиной до 12 м. Из протягиваемой ПЭТ перед протяжкой вырезают контрольный образец – кусок трубы того же диаметра длиной 2–3 м.

Оборудование для хранения, транспортировки, обрезки и подготовки труб – барабан, прицеп для его перевозки, гильотина (рис. 1), ножницы-секатор, «Крокопласт» (рис. 2) – электрогидравлическая установка для выпрямления изогнутых концов ПЭТ перед протяжкой.
Рис. 1. Труборез-гильотина  для полиэтиленовых

труб.

Рис. 2. Электрогидравлическое  оборудование

«Крокопласт»

Рис. 3. Лебедка.Рис. 4. Стекловолоконный трос «Кобра»
Оборудование для протяжки ПЭТ: Лебедка (рис. 3), электрогидравлический силовой агрегат для привода гидравлической лебедки или электрогенератор, фал (синтетический или металлический трос с малой эластичностью), трос жесткий, стекловолоконный («Кобра») (рис. 4) – для предварительного протягивания фала от лебедки к ПЭТ через футляр, пневмопроходчик – редко применяемое устройство для проталкивания фала от лебедки к ПЭТ через футляр с помощью сжатого воздуха, головка для протяжки – металлическое приспособление для передачи тягового усилия от фала на ПЭТ, ролики вводные, выводные и направляющие – для предотвращения повреждения и заедания трубы на вводе, выводе, между футлярами во время протяжки, а также при движении плетей труб по поверхности земли. Используется также различное вспомогательное оборудование: Защитные пластиковые втулки – вставляются в торцы футляров для защиты протянутой полиэтиленовой трубы от повреждений о его края. Полимерный гибкий лист – для предохранения поверхности ПЭТ от повреждений о камни, асфальт и другие твердые предметы при движении по поверхности земли во время протяжки.Очистные механизмы (ерши, поршни) и машины для очистки внутренней полости реконструируемых трубопроводов перед протяжкой. Компрессор – для продувки воздухом, очистки футляров и опрессовки ПЭТ. Видеокамера портативная, передвижная – для обследования внутренней поверхности футляра перед протяжкой. Радиостанция для связи рабочих во время протяжки. При протяжке плети труб из прямых отрезков, соединения протянутых участков, а также присоединения реконструированного трубопровода к уже существующему необходим также комплект оборудования для стыковой или электромуфтовой сварки ПЭТ. Этапы и порядок проведения работ при протяжке ПЭТ Проектирование реконструкции трубопровода после оценки его состояния и затрат на эксплуатацию, текущий ремонт, а также других факторов. Конкретный способ реконструкции изношенного трубопровода должен определяться после анализа и технико-экономического сравнения различных вариантов. Обычно трубопроводы реконструируют, когда их нормативный срок службы закончился или близок к окончанию. Реконструируют трубопроводы методом протяжки ПЭТ участками. Их длина устанавливается в зависимости от условий прохождения трассы, состояния внутренней поверхности футляра, технологии реконструкции, плотности застройки, количества отводов, поворотов, перепадов высот и других факторов. Для обеспечения высокой скорости прокладки и уменьшения количества соединений следует максимально использовать трубы большой длины, протяжку с барабанов и бухт, а укладку труб на криволинейных участках выполнять, используя изгиб трубы. При реконструкции газопроводов методом протяжки используют длинномерные ПЭТ либо трубы, соединенные в плети деталями с закладными нагревателями или сваркой встык с использованием сварочной техники с высокой степенью автоматизации и обязательным ультразвуковым контролем стыков. Протягивание вместе с трубами неразъемных соединений «сталь–полиэтилен» не допускается. Проектирование, выбор марки и SDR используемых для протяжки ПЭТ следует выполнять в соответствии с требованиями всех соответствующих нормативных документов, в частности СНиП 42-01-2002 «Газораспределительные системы». При давлении реконструируемого газопровода до 0,3 МПа коэффициент запаса прочности восстановленного газопровода должен составлять не менее 2,5. При давлении реконструируемого газопровода от 0,3 до 0,6 МПа коэффициент запаса прочности восстановленного газопровода вне территории поселений должен составлять не менее 2,5, на территории поселений – не менее 2,8, а пространство между полиэтиленовой трубой и стенкой реконструируемого газопровода (футляра) по всей длине должно быть заполнено уплотняющим (герметизирующим) материалом [СНиП 42-01-2002 «Газораспределительные системы»]. Реконструкцию газопроводов методом протяжки можно проводить как с изменением, так и без изменения рабочего давления. Целесообразность перевода существующих газораспределительных сетей с низкого на среднее или высокое давление устанавливается путем расчета пропускной способности реконструируемого газопровода. Соотношение диаметров ПЭТ и футляра при протяжке должно выбираться, исходя из возможности свободного прохождения протягиваемых труб и соединительных деталей без их недопустимого механического повреждения [СП 42-103-2003]. Зазор между поверхностью трубы и футляром обычно составляет не менее 20 мм. Рекомендуется увеличить зазор между футляром и протягиваемой трубой при протяжке труб с бараба-на или бухты (трубы не прямые), а также в случае большой (более 20 м) длины футляра, наличия большого числа сварочных швов внутри футляра или плохого их качества. Открытая прокладка ПЭТ проводится в местах соединения труб деталями с закладными нагревателями, изменения диаметра труб, в местах расположения неразъемных соединений «сталь–полиэтилен», тройников, поворотов, а также на участках реконструируемого трубопровода, удаленных при обрезке. В ряде случаев ПЭТ дополнительно защищают от повреждений о внутреннюю поверхность футляра с помощью специальных хомутов, колец или других приспособлений. В местах открытой прокладки ПЭТ необходимо укладывать сигнальную ленту с надписью «ГАЗ» в 25 см над трубой. Защита ПЭТ в местах пересечения с тепловыми сетями и другими тепловыделяющими коммуникациями должна быть выполнена так, чтобы температура поверхности ПЭТ не превышала +30 °С в течение всего периода эксплуатации. В межтрубном пространстве реконструируемого газопровода могут быть оставлены или вновь проложены эксплуатационные кабели (связи, телемеханики, электрозащиты) напряжением до 60 В. Отключение и подготовка реконструируемого газопровода При протяжке ПЭТ для реконструкции изношенного подземного газопровода прекращение подачи газа может осуществляться с помощью отключающих устройств, шаров с параллельным подключением, в случае необходимости, байпаса. В соответствии с проектом с реконструируемого газопровода удаляют все элементы, мешающие протяжке: сифоны, конденсатосборники, краны, задвижки, изгибы, повороты, тройники и другие. Перед обрезкой участок реконструируемого газопровода продувается от остатков газа. После отключения газа вырезают сегмент длиной, достаточной для протягивания полиэтиленовой тру-бы. Концы обрезанного футляра зачищают для устранения острых кромок, которые могут повредить ПЭТ. Следует учитывать состояние внутренней поверхности футляра, излом профиля трассы, возможность скопления конденсата в низших точках, которые могут препятствовать прохождению труб при протяжке. Вскрытые участки газопровода должны быть полностью очищены от земли. Обычно длина участков для единовременной протяжки составляет не более 100–150 м.

Подготовительные операции

Перед протяжкой необходимо провести:
  • подготовку места протяжки, размещение и подготовку оборудования;
  • подготовку футляра к протяжке и проверку его внутреннего состояния;
  • подготовку ПЭТ к протяжке.
Размещают оборудование на площадке возле огороженного котлована. Трос «Кобру», головку, гильотину размещают возле вводного котлована. Около другого конца футляра устанавливают фал и лебедку с устройством контроля силы натяжения троса. Лебедку крепят ремнями к прочным неподвижным предметам строго по оси футляра, чтобы уменьшить необходимое для протяжки натяжение фала. В ходе подготовки проводят проверку исправности оборудования в соответствии с рекомендациями изготовителя и инструкциями по эксплуатации.

Проверка внутреннего состояния футляра

Для проверки состояния внутренней поверхности футляра через него с помощью троса и лебедки протягивают образец. По характеру повреждений его наружной поверхности оценивают состояние внутренней поверхности футляра. Глубина механических повреждений на наружной поверхности контрольного образца не должна превышать 10 % от толщины стенки полиэтиленовой трубы или быть более 0,7 мм в продольном направ-лении и 0,5 мм – в поперечном для труб с толщиной стенки более 6,8 мм и 0,3 мм – для труб с толщиной стенки менее 6,8 мм. Глубину дефектов следует определять с помощью индикатора часового типа (ГОСТ 577-63). Контроль внутренней поверхности футляра можно провести также с помощью портативной видеокамеры с подсветкой, способной перемещаться внутри него. При необходимости внутреннюю поверхность футляра следует очистить с помощью специальных очистных механизмов от грязи, камней, острых кромок, окалины, металлического грата и других предметов, способных помешать протяжке. Если внутреннее состояние футляра таково, что не исключена вероятность застревания образца или очистного устройства, рекомендуется перед протягиванием прикрепить к их свободному концу другой трос, за который можно в случае необходимости извлечь их обратно. Если образец или ерш для прочистки во время протяжки застревает так, что извлечь его не удается, над этим местом, определяемым по длине троса, отрывается котлован и участок трубопровода вырезается. Для очистки можно использовать также продувку потоком воздуха под давлением. Продувка считается законченной, когда из продувочного патрубка выходит струя чистого сухого воздуха.

Перед протяжкой (особенно труб большого диаметра или большой длины) с каждой стороны футляра необходимо установить вводные и выводные ролики.

Подготовка ПЭТ к протяжке

Доставленный на место работ к вводному котловану прицеп с барабаном фиксируют на месте, бухту с трубой укладывают горизонтально на ровную гладкую площадку. Рекомендуется подложить под бухту гладкий лист для предотвращения повреждения наружной стенки полиэтиленовой трубы при вращении бухты во время размотки.При протяжке плети полиэтиленовых труб их раскладывают наиболее удобным образом у противоположного лебедке конца футляра и сваривают в плеть так, чтобы один конец плети был направлен в сторону вводного котлована (с предварительным проведением стопроцентного ультразвукового контроля каждого стыка, остающегося внутри футляра или в пятиметровой зоне от его концов). Для предотвращения царапания протягиваемой трубы о грунт и снижения трения рекомендуется положить на край вводного котлована гладкий лист. Для крепления фала с торца ПЭТ внутрь нее устанавливается головка. При закручивании подвижного конца головки происходит ее надежное закрепление за счет врезания раздвигающихся острых ребер во внутреннюю поверхность трубы.

Протяжка

В состав бригады для протяжки длинномерных труб входят обычно четыре человека: по двое с каждой стороны футляра. Один человек контролирует размотку барабана или бухты, второй – вхождение трубы в футляр, третий – выход трубы из футляра, четвертый – работу лебедки. Во время протяжки, особенно при расстояниях протяжки более 40 м или при отсутствии прямой видимости между вводным и выводным котлованами, необходимо обеспечить надежную связь между членами бригады (с помощью радиостанции, телефона и т. п.). Для протаскивания фала через футляр можно использовать трос типа «Кобра», свинчивающиеся металлические штанги или пневмо- проходчик. Сматывая «Кобра», протаскивают фал к барабану, бухте или плети труб и привязывают морским узлом к головке, заранее укрепленной на конце ПЭТ. Фал для протяжки (длиной до 400 м и толщиной ~ 16 мм) должен периодически проверяться как элемент грузоподъемного устройства. Размотка трубы из бухты должна обязательно сопровождаться ее вра-щением, вне зависимости от того, расположена ли она вертикально или горизонтально. Это предотвращает образование спиралей, которые помешают правильно уложить трубу на дне траншеи и могут быть причиной ущемления или повреждения трубы. При протяжке следует следить за тем, чтобы:
  • не повредить наружную поверхность полиэтиленовой трубы;
  • не превышать предел тянущего усилия на лебедке;
  • не допускать рывков, ускорений или стопорения;
  • не изгибать полиэтиленовую трубу со слишком малым радиусом;
  • не допускать перехлеста и запутывания витков трубы на барабане или бухте.
Если при протяжке плети, сваренной встык из линейных отрезков, не хватает места для размещения всей плети, можно наваривать отрезки к плети по мере затягивания ее в футляр (с предварительным проведением ультразвукового контроля каждого стыка, остающегося внутри футляра или в пятиметровой зоне от его концов. При протяжке нельзя превышать пороговые величины натяжения фала, зависящие от диаметра ПЭТ (см. таблицу). Эти предельные значения определены условием сохранения механических свойств и структуры материала ПЭТ. Скорость протяжки выбирается с учетом диаметров и длин трубы и футляра, глубины заложения футляра, а также других условий (наличия поворотов трассы, температуры воздуха, погоды и т. п.) и обычно не превышает 16 м/мин. Контроль за протяжкой должен вестись непрерывно путем измерения (динамометром или манометром на гидравлической лебедке) тягового усилия (натяжения фала), которое нарастает по мере втягивания трубы в футляр. Это нарастание должно проходить плавно, без рывков.

Заключительные операции

После протяжки наружную поверхность ПЭТ осматривают для определения степени повреждений.Первые 2–3 м трубы отрезают, т. к. обычно они повреждаются сильнее, чем остальная часть. Затем протянутую часть трубы отрезают от остальной ее части. Обрезку лучше производить специальными ножницамисекатором (для Dн ≤ 63 мм) или гильотиной (для Dн ≤ 315 мм). После протяжки с обоих концов стального футляра в местах входа и выхода полиэтиленовой трубы устанавливают защитные гладкие раструбные втулки – «тюльпаны». Зазоры между футляром и полиэтиленовой трубой после протяжки должны быть уплотнены и заделаны (мешковиной, монтажной пеной, полимерными лентами и т. п.) для предотвращения повреждений при подвижках полиэтиленовой трубы и попадания разжиженного грунта. Конструкция заделки должна определяться проектом и техкартами. Для этой цели можно использовать также манжеты из эластичного материала, закрепляемые хомутами одним концом на наружной поверхности полиэтиленовой трубы, а другим – на наружной поверхности футляра. При длине футляра более 150 м на одном из его концов следует установить контрольную трубку. Полиэтиленовые трубы с SDR 17,6 на участках открытой прокладки в городских условиях после протяжки следует дополнительно защищать от повреждений при помощи гофрированных тонкостенных пластиковых труб-оболочек, трубы с SDR 26 в тех же условиях следует дополнительно защищать гофрированными трубами или полуцилиндрами из полиэтиленовых труб большего диаметра, скрепленными между собой. Если после протяжки не проводятся работы по сварке соединительных деталей, концы протянутых труб выводят выше уровня котлована изакрывают заглушками с помощью полимерной ленты во избежание загрязнения внутренней полости труб. Необходимо также стянуть и связать остатки трубы в бухте, на барабане – прикрепить к барабану или раме прицепа во избежание перехлеста, раскручивания или провиса витков. После завершения работ отключают и разбирают оборудование и перевозят к месту следующей протяжки. Пределы тягового усилия при протяжке ПЭТ SDR 11 (согласно нормам,принятым в «Газ де Франс»)
Наружный диаметр Dн, мм               40      63      90     110     125     160    200      225 
Величина усилия, кН 2,15,210,515,720,3 33,333,854,5

Контроль качества при протяжке ПЭТ

ПЭТ должны подвергаться входному контролю представителями строительно-монтажной организации или заказчика. Рекомендуется также провести контрольную опрессовку – испытание на прочность ПЭТ на барабане или в бухте под давлением 0,6 МПа в течение двух часов для выявления возможных сквозных дефектов. Систематический операционный контроль должен осуществляться квалифицированными инженерно- техническими работниками. Во время протяжки необходимо постоянно визуально контролировать наружную поверхность ПЭТ для обнаружения недопустимых повреждений. После протяжки и монтажа полиэтиленовый трубопровод испытывается согласно Табл. 17 СНиП 42-01-2002. При этом видимое падение давления по манометру не допускается, качество монтажных работ определяется обмыливанием не засыпанных сварных соединений.

Меры безопасности при протяжке ПЭТ

Во время работы возможны поражение работающего персонала электрическим током, обломками дорожного покрытия, камнями, кусками грунта (при нахождении в траншее или котловане), падение в траншею или котлован, нанесение травм трубой при размотке с барабана или обрыве фала, защемление и повреждение фалом при его движении. Перед протяжкой необходимо расчистить бровку траншеи и/или котлована от посторонних предметов, огородить котлованы. Так как при наличии естественного уклона трассы реконструируемого газопровода футляры могут играть роль ливневой канализации, в дождливую погоду следует принять меры против затопления котлованов, расположенных в низших точках трассы, водой. Во время протяжки контрольного образца или основной трубы нельзя стоять в приемном котловане на оси футляра, заглядывать в него при натянутом фале, касаться фала руками, особенно в месте намотки на кабестан лебедки. Необходимо вовремя заменять изношенный фал. Разматывать барабан или бухту следует равномерно, не допуская рывков, ускорений или стопорения. Разрезать стяжки следует последовательно, по мере разматывания, не допуская перехлеста витков, учитывая, что труба находится в напряженном состоянии. В конце размотки следует убедиться в том, что последний виток трубы прочно закреплен на барабане. Перед его освобождением трубу закрепляют как можно ближе к барабану. Если часть трубы остается на барабане, перед отрезкой трубы необходимо закрепить ее с обеих сторон от места реза во избежание свободного скольжения остающегося отрезка и резкого перемещения размотанного участка трубы. Особые меры предосторожности следует предпринимать, если резка трубы осуществляется на высотебарабана сверху, поскольку в этом случае труба упруго изогнута. При этом начало реза может вызвать резкий разрыв трубы, особенно при низких температурах. В зимнее время при необходимости следует обогревать место работ для обеспечения допустимого температурного диапазона. Остальные меры безопасности такие же, как при монтаже полиэтиленовых трубопроводов.

Заключение

Протяжка ПЭТ – достаточно широко распространенный способ реконструкции стальных трубопроводов в нашей стране. В настоящее время на рынке имеется широкий спектр оборудования для его реализации. Применение этого способа – доказанное решение проблемы обновления коммуникаций в больших городах.

С оригиналом статьи можно ознакомиться здесь

ctf-svarka.ru


Смотрите также