(495) 766-86-01603-971-803
Мы работаем по выходным - тел. 8-926-197-21-13
 

Сборка водопропускных труб


АО КТЦ Металлоконструкция – комплексные решения для инфраструктурных проектов

Твиты от @ktcmetall

Скачать инструкцию на сборку металлических гофрированных конструкций (752 Кб) Скачать раскладку листов - сборочный чертеж (СТО 05765820-001-2014) (328 Кб) Скачать раскладку листов - сборочный чертеж (СТО 05765820-003-2014) (137 Кб) Скачать раскладку листов - сборочный чертеж (СТО 05765820-004-2014) (115 Кб)

Перед сборкой металлических гофрированных конструкций (МГК) необходимо ознакомиться с требованиями настоящей инструкции и требований источников: «Методические рекомендации по применению металлических гофрированных труб» распоряжение Росавтодора (Российского дорожного агентства) от 17.06.2002 № ОС-542-р, ВСН 176-78 «Инструкция по проектированию и постройке металлических гофрированных водопропускных труб».

1.1 Металлическую гофрированную конструкцию (МГК) Ду до 3м с болтовыми стыками внахлестку, следует собирать из секций, предварительно собранных на полигоне, или непосредственно на месте (вблизи места) укладки из отдельных элементов. Сооружения арочного типа и круглые МГК большого диаметра собирают из отдельных элементов на строительной площадке. В этом случае рекомендуется на полигоне проводить укрупнение элементов до габаритов, удобных к транспортировке.

Длина секций назначается из заданных проектных длин МГК. На одном сооружение возможно применение секций различных длин. При назначении длин секций необходимо учитывать возможности транспортных средств для перевозки конструкций на строительную площадку. Длины секций рекомендуется принимать не более 10м. В промежуточных секциях число звеньев должно быть нечетным.

1.2 Сборку МГК следует осуществлять согласно монтажной схеме, имеющейся в проекте производства работ. Монтажная схема определяет: - порядок установки гофрированных элементов при сборке и объединении секций; - порядок перевозки секций; - порядок установки болтов;

- схему специальных стяжек и подмостей для крепления МГК диаметром более 2м в поперечном сечении во время сборки;

1.3 Проект производства работ (ППР) должен учитывать особенности установки металлоконструкций в проектное положение в зависимости от верхнего очертания подушки под МГК. При основании, спланированном без устройства ложа, допускается сборка МГК (параллельно проектной оси сооружения) и последующая накатка ее в проектное положение.

1.4 Все элементы МГК, материалы, инструменты и оборудование должны быть завезены на строительную площадку до начала сборки. При сборке «с колес» доставляются только отдельные элементы для объединения секций. При спрофилированном ложе основания МГК следует устанавливать краном.

1.5 При сборке МГК следует использовать комплект инструмента: торцевые ключи (а), ломики (б), крюки с кольцами (е), оправки (г), электрические и пневматические гайковерты, молотки.

1.6 Монтаж МГК с монолитными или сборными оголовками должен начинаться со сборки фундаментной части низового оголовка с последующей укладкой металлических конструкций сооружения (секций, элементов) и завершением устройства оголовков.

1.7 Монтаж металлической гофрированной трубы из отдельных элементов, изготовленных на заводе, осуществляют с помощью сферических болтов и гаек. Для гофра 130х32,5 мм допускается монтаж при помощи болтов, гаек и шайб. Шайбы специальные - одна плосковыпуклая, другая плосковогнутая. Шайбы необходимо устанавливать так, чтобы их криволинейные поверхности были обращены к элементам труб, а плоские к головкам болтов или к гайкам

1.8 Перед началом работ следует проверить наличие маркировки, отбраковать элементы, выправить погнутые места деревянным молотком и разложить элементы и ящики с крепежом вдоль оси конструкции.

При отбраковке элементов и крепежа следует проверять маркировку элементов, геометрические размеры элементов и крепежа, качество защитного покрытия.

На каждом гофрированном листе должны быть указаны марка элемента - клеймо ОТК и клеймо правильной сборки.

Марка элемента условно показывает: - параметры гофра; - диаметр условного прохода МГК;

- толщину металла элемента;

На каждом пакете гофрированных элементов должна быть бирка с указанием марки элемента, марки стали, толщины элемента, диаметр условного прохода МГК, наименование завода изготовителя, года выпуска. Геометрические размеры элементов конструкции и крепежа должны отвечать требованиям проекта.

Соприкасающиеся поверхности элементов и крепежа необходимо очистить от грязи и посторонних частиц.

2 Сборка секций МГК

2.1 Перед сборкой секций МГК необходимо выполнить подготовительные работы: разместить гофрированные элементы, окаймляющие конструкции, ящики с крепежом, необходимый инструмент. При необходимости использовать передвижную электростанцию и компрессор.

В случае отсутствия на месте строительства ровной площадки, сборку МГК следует производить на подготовленных деревянных подмостях, расположенных вблизи проектной оси МГК

2.2 Сборку трубы рекомендуется осуществлять по одной из двух принципиальных схем.

Схема№1(рис.1): при сборке трубы диаметром 1,5 м из трех элементов в звене вначале раскладывают нижние элементы на длину секции или трубы и объединяют их тремя-четырьмя болтами, устанавливаемыми в средней части элементов. Раскладку производят со сдвижкой соседних элементов на величину, кратную шагу болтов поперечных стыков. Строго соблюдают однотипность сборки вдоль всей трубы, соблюдая, чтобы продольные стыки всех четных элементов были расположены на одной прямой, а нечетных - на другой. Затем устанавливают два других элемента звена. Завершающая операция сборки - постановка и затяжка всех болтов. Если болты затягивают до окончания сборки всей трубы или секции, то наблюдают, чтобы между звеном, в котором затягивают болты, и собираемым было не меньше трёх звеньев с наживленными болтами. Важнейшее обстоятельство, определяющее качество сборки - правильное взаимоположение элементов в звене (в продольных стыках звеньев). Взаимное расположение элементов в продольных стыках всех звеньев должно быть однотипным. Это достигается тем, что один конец элемента накладывают изнутри трубы, а другой снаружи.

В местах стыковки трех элементов не должно быть соприкосновения двух из них, входящих в одно звено. При этом надо, чтобы болтовые отверстия второго от кромки листа ряда (с внутренней поверхности трубы) находились на гребнях гофров, направленных внутрь трубы.

Расположением болтов и отличается правильный стык от неправильного. Для монтажа секции нужно назначать их длину так, чтобы они имели нечетное число звеньев. Тогда не возникнет трудностей при стыковке секций и не нарушится общая схема расположения элементов в трубе. Это правило не обязательно для крайних секций. В целях облегчения стыковки секций на концевых звеньях три крайних болта в продольных стыках не ставят, а остальные не затягивают. Для сборки труб диаметром 2 м и больше применяют специальные стяжки и подмости, причем внутренние и наружные для труб диаметром 3 м и только наружные для труб диаметром 2 м. Стяжки предназначены для временного крепления элементов в поперечном сечении трубы.

Схема №2(рис.2): первоначально монтируют отдельные звенья, из которых затем собирают секции труб, или сами трубы. Для сборки отдельных звеньев элементы ставят вертикально на сборочной площадке, обеспечивая правильное положение стыковки, для чего один рабочий находится внутри звена, второй - снаружи. Болты в количестве трех-четырех ставят только в средней части звена. Собранное звено опрокидывают и откатывают. Затем два звена расставляют на определенном расстоянии и заводят нижний элемент соединительного звена с соблюдением правил, т.е. смещают линию продольных стыков на величину, кратную шагу болтов поперечных стыков, и тоже следят, чтобы взаимное положение элементов в продольных стыках было однотипным, а в месте стыковки трех элементов элементы одного звена не соприкасались. Затем ставят все болты в поперечных стыках и добавляют их в продольных. Исключение составляют отверстия по краям концевых звеньев. Таким же образом собирают еще одну секцию из трех звеньев, и, стыкуя ее с первой, получают секцию из семи звеньев. При необходимости можно к секции из трех звеньев присоединить еще одно звено и получить секцию из четырех звеньев. Секцию или трубу с четным числом звеньев получают путем удлинения ранее собранной. По концам трубы на крайних звеньях монтируют окаймляющие уголки. Это можно сделать и на базе, устанавливая их на концах крайних секций. Окаймляющие уголки устанавливают, когда в продольных стыках крайних звеньев поставлено неполное число болтов. Таким образом, перед укладкой трубы на проектную ось имеют или привезенные с базы секции, или полностью смонтированную трубу. В первом случае стыкуют секции в трубу полной длины, а затем укладывают ее в проектное положение с помощью кранов. Так же укладывают и полностью смонтированную трубу.

Основное средство защиты металлических гофрированных труб от коррозии - цинковое покрытие.

Дополнительное защитное покрытие делают из полимерных эмалей и битумных мастик. Такое покрытие можно устраивать или по всей поверхности трубы, т.е. снаружи и изнутри, или же только снаружи (указания об этом, а также о составе покрытия содержатся в проекте). Вид защитного покрытия зависит от степени агрессивности воды и грунта в зоне трубы

3. Правила безопасности при сборке МГК

Правила безопасности при сборке МГК должны регламентироваться производителем работ и соответствовать требованиям: «Методических рекомендаций по применению металлических гофрированных труб. Распоряжение Росавтодора (Российского дорожного агентства) от 17.06.2002 N OC-542-р.я и «ВСН 176-78 (Минтранстрой СССР, МПС СССР) Инструкции по проектированию и постройке металлических гофрированных водопропускных труб».

Рис.1 Последовательность монтажа труб по первой схеме

Рис.2 Последовательность монтажа труб по второй схеме

Раскладка листов - сборочные чертежи

СТО 05765820-001-2014

СТО 05765820-003-2014

СТО 05765820-004-2014

ktc.ru

Монтаж металлических водопропускных труб

По спланированному и зачищенному дну котлована отсыпают и уплотняют песчаную подушку шириной на 1 м превышающей диаметр трубы и толщиной не менее 0,4 м, (рис. 4.8). Песок из автоса-

Рис. 4.8. Отсыпка подушки под металлическую трубу: а — в два этапа; б— с предварительным устройством ложа; в — с отсыпкой нулевого слоя; / — часть подушки, отсыпанная до укладки трубы; 2 — то же после укладки; 3 — нулевой слой мосвалов выгружают в котлован, планируют бульдозером и уплотняют катками или гружеными автосамосвалами. В процессе сооружения подушки создают необходимый строительный подъем лотка трубы. После подготовки основания устраивают противофильтрацион- ные экраны под крайними звеньями трубы длиной 2,8 м. Толщина и ширина экранов должна соответствовать размерам подушки. Для образования экранов основание под крайними звеньями разрыхляют, добавляют цемент, тщательно перемешивают и уплотняют вручную трамбовками. Затем производят окончательную планировку основания и, пользуясь обноской, натягивают по оси трубы шнур.

Монтируют трубу из отдельных элементов или после предварительной сборки секций, выполняемой либо на централизованной сборочной базе, либо на месте строительства трубы. Длина секций определяется возможностями имеющегося в наличии транспорта. При погрузке и разгрузке элементов и секций трубы пользуются пеньковыми канатами, а при стальных стропах — прокладками из брезента, предотвращающими повреждения покрытия. Запрещается цеплять элементы крюками стропов через имеющиеся отверстия, сбрасывать с высоты пакеты и секции.

При сборке трубы из отдельных элементов, имеющих три стандартных элемента в звене, сначала укладывают по оси трубы нижние элементы на длину секции или трубы, соединяя их 3-4 болтами. Продольные швы четных звеньев должны находиться на одной линии, а нечетных — на другой. Затем монтируют два других элемента звена также на 3-4 болта посередине продольного шва. Центровку отверстий выполняют ломиками, вставляя их в рядом расположенные отверстия. Через три звена от собираемого ставят и затягивают все болты. При сборке труб большого диаметра для временного крепления элементов применяют поперечные стяжки.

При предварительной сборке секций из звеньев элементы устанавливают в вертикальные положения и соединяют между собой 3-4 болтами. Собранные звенья соединяют по три, а трехзвенные секции связывают одним промежуточным звеном, получая семизвенную монтажную секцию или плеть. Секции трубы краном устанавливают на спрофилированное основание на деревянные подкладки так, чтобы продольные швы соединяемых торцов секций имели одинаковый нахлест и были расположены на одном уровне. Расстояние между торцами секций должно быть равно полезной ширине элемента — 910 мм. Затем секции соединяют между собой стандартными соединительными элементами. Стыки выполняют внахлестку также, как при объединении звеньев.

Для придания жесткости по концам трубы устанавливают окаймляющие уголки 40 х 40 х 4 мм длиной 4,7 м, которые крепят к звеньям болтами.

По завершении проверки качества монтажных работ и очистки поверхности трубы устраивают дополнительное гидроизоляционное покрытие из битумных мастик. На покрытие 1 м2 поверхности расходуется 0,3...0,4 кг битумного лака и 2...3 кг мастики. Грунтовку лаком производят краскораспылителем, избегая сгустков, подтеков и пузырей. Не позднее суток наносят слой битумной мастики толщиной 2 мм при помощи передвижной битумной установки. Качество гидроизоляционных работ оформляется актом. После устранения недостатков, но не позднее 3 суток засыпают трубу грунтом. Гофрированные металлические трубы засыпают песчаным и крупноблочным грунтом с размером частиц до 50 мм. Засыпку на высоту 0,5 м над верхом трубы устраивают одновременно с обеих сторон одинаковыми слоями с тщательным уплотнением каждого слоя. Уплотняют грунт машиной виброударного действия. Для лучшего уплотнения грунта вблизи трубы отсыпку ведут наклонными слоями. При высоте засыпки над верхом трубы 0,5 м нагрузка от машин, проходящих над трубой, не должна превышать 98 кН, при высоте засыпки 0,8 м- 108-196 кН.

Нормативное время на сборку секций из отдельных элементов — 4,8 чел.-ч на 1 м трубы, на укладку секций на деревянные прокладки — 1,26 чел.-ч на 1 секцию, на сборку трубы из секций — 6,5 чел.-ч на 1 стык, на установку окаймляющего уголка — 1,4 чел.-ч на 1 оголовок, на устройство дополнительного защитного слоя битумной мастикой — 0,3 чел.-ч на 1 м2 поверхности трубы, на устройство про- тивофильтрационного экрана — 0,99 чел.-ч на 1 м3.

Для устройства одной трубы диаметром 1,5 м и длиной 26,5 м потребуется 7 ч, включая разбивочные и подготовительные работы (рис. 4.9).

Рис. 4.9. График сооружения водопропускной трубы диаметром 1,5 м, длиной 26,5 м из гофрированной стали (над чертой — численность рабочих, под чертой — время работы в часах)

studref.com

Сборка труб из отдельных элементов

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ПОСТРОЙКЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ГОФРИРОВАННЫХ ВОДОПРОПУСКНЫХ ТРУБ- ВСН 176-78 (утв- Минтрансстроем СССР... Актуально в 2018 году

5.41. Перед началом монтажа трубы должны быть выполнены все подготовительные работы (см. пп. 5.28, 5.30 настоящей Инструкции).

Если на месте строительства трубы рядом с подготовленным основанием отсутствует ровная площадка, то для сборки трубы следует подготавливать легкие деревянные подмости, располагая их вблизи проектной оси трубы.

5.42. Сборку трубы рекомендуется осуществлять по одной из двух принципиальных схем (рис. 10).

По первой схеме трубу следует наращивать стандартными элементами постепенно (цифрами показана последовательность их установки). Элементы переносят и удерживают в необходимом положении специальными крюками. Центрировку отверстий в элементах для установки болтов осуществляют оправками, вставляя их в отверстия, расположенные рядом с отверстиями, в которые вставляют болт. При установке элементов в местах нахлеста трех листов не допускается соприкасание двух листов, входящих в одно звено. Сборку следует производить с установкой минимального количества болтов: вначале ставят 2-3 болта на средних участках продольных и поперечных стыков, после чего производят стяжку в местах соединения трех элементов длинными монтажными болтами, которые затем заменяют обычными. После наживления болтов в звене из элементов 11 и 12продолжают сборку следующего участка трубы, а в звене из элементов 5 и 6производят установку и затяжку всех болтов.

По второй схеме вначале выкладывают нижние элементы на всю длину трубы, объединяя их болтами в средней части. Затем устанавливают по два других элемента звеньев через одно звено (см. рис. 10, цифры в скобках). Далее последовательно монтируют оставшиеся элементы пропущенных звеньев, завершая монтаж постановкой и затяжкой всех болтов.

Между звеном, в котором затягивают все болты, и собираемым звеном должно быть не менее трех звеньев с наживленными болтами.

Рис. 10. Монтажная схема трубы отверстием 1,5 м (вид с торца):

а - величина сдвижки продольных стыков; цифрами показан порядок установки элементов при сборке трубы

5.43. При монтаже труб на строительной площадке могут быть осуществлены также предварительная сборка звеньев и последующее их объединение. Для труб диаметром 2 м и более такая технология сборки является предпочтительной.

Звенья собирают на специально подготовленной площадке с деревянным настилом в непосредственной близости от сооружаемой трубы. Собранные звенья устанавливают краном на основание, подкладывая под каждое звено деревянные брусья и ориентируя их вдоль трубы (после установки и затяжки всех болтов брусья из-под трубы удаляют).

При сборке труб диаметром более 2 м проектом должны быть предусмотрены переносные подмости для монтажников. Для труб диаметром 3 м устраивают подмости внутри трубы высотой 1,3 м и размером в плане 2x2 м, а также наружные подмости (два комплекта) высотой 1,5 м и размером в плане 1x2 м; при сборке труб диаметром 2 м подмости устраивают высотой 0,5-0,8 м.

5.44. Окаймляющие уголки устанавливают, когда в продольных стыках торцевых звеньев трубы болты, расположенные на расстоянии 0,3-0,5 м от торцов, не затянуты.

5.45. Приемка смонтированной трубы должна быть оформлена актом (см. приложение 3).

---

www.zakonprost.ru

Строительство водопропускных труб

Отдельные звенья сборных железобетонных водопропускных труб изготавливают на заводах или полигонах и доставляют к месту монтажа железнодорожным или автомобильным транспортом. При перевозке звенья могут устанавливаться как в горизонтальном, так и в вертикальном положении. В первом случае раскрепление звеньев производится очень тщательно (особенно круглых труб), но при этом упрощаются погрузочно-разгрузочные работы. Перевозка в вертикальном положении более безопасна, однако требует дополнительных операций по переворачиванию звеньев при их погрузке и выгрузке, что должно производиться очень аккуратно во избежание повреждения звеньев.

Разработку котлованов под фундаменты труб выполняют механизированным способом экскаваторами с вместимостью ковша 0,35 м3 при ширине котлована до 3 м и бульдозерами при более широких котлованах и при отсутствии грунтовых вод.

Блоки сборных фундаментов укладывают на гравийно-песчаную подготовку последовательно, начиная со стороны выходного оголовка. Бетонирование монолитных фундаментов производят без перерыва на всю высоту каждой секции, уплотняя бетон вибрированием. Деформационные швы устраивают, устанавливая в необходимых местах деревянные щиты. Поверхность щитов для предотвращения сцепления с бетоном смазывается солидолом.

Сборка труб (рис. 9.21) начинается с установки открылков выходного оголовка, после чего производится последовательная установка кранами звеньев трубы в направлении входного оголовка. При этом между торцами смежных блоков оставляется зазор, предусматриваемый проектом.

Рис. 9.21 – Схема монтажа железобетонной трубы: 1 – блок трубы, подаваемый к месту установки; 2 – кран; 3 – смонтированная часть трубы; 4 – блок трубы, подготовленный к монтажу

Прямоугольные блоки устанавливают на фундамент на цементный раствор, выравнивая положение звеньев с помощью деревянных клиньев. При монтаже звеньев круглых труб их плотное опирание на фундамент обеспечивается использованием лекальных блоков, имеющих криволинейную верхнюю поверхность, или укладкой звеньев на подушку из пластичной свежеуложенной бетонной смеси. Положение звеньев труб при их укладке на лекальные блоки регулируют деревянными клиньями, тщательно заполняя затем зазор между звеньями трубы и блоками цементным раствором.

Швы между звеньями после окончания монтажа заполняются паклей, пропитанной битумом, или резиновыми жгутами. Все наружные поверхности грубы, соприкасающиеся с грунтом насыпи, покрываются обмазочной гидроизоляцией, а швы между блоками зачеканиваются полимерными герметиками или цементным раствором.

После окончания монтажа и нанесения гидроизоляции производится засыпка труб тем же грунтом, из которого отсыпается насыпь. Засыпку труб производят на всю ширину насыпи равномерно и одновременно с двух сторон звеньев слоями толщиной 0,15–0,20 м с тщательным уплотнением. Высота засыпки над трубой должна быть не менее 2 м, а при низких насыпях доходить до проектной отметки земляного полотна. При засыпке особенно тщательно заполняют пазухи (нижние четверти) круглых труб, не допуская попадания в грунт, которым производят отсыпку крупных камней и валунов. Если работы по заполнению пазух будут выполнены недостаточно качественно, возможна деформация трубы с взаимным смещением звеньев, а также повреждения (поломки) отдельных звеньев.

Сооружение металлических гофрированных труб

Металлические гофрированные трубы являются конструкциями, работающими совместно с окружающим их земляным массивом насыпи. При песчаных грунтах труба укладывается непосредственно на грунт основания, при других грунтах устраивается подушка из песчано-гравийной смеси. Отсутствие фундамента значительно снижает трудоемкость и стоимость их сооружения по сравнению с железобетонными.

Металлические трубы собирают на болтах из отдельных элементов, изготавливаемых на специализированных заводах из плоских гофрированных листов, изгибая их по радиусу трубы и устраивая по краям отверстия для болтов.

Стыки элементов труб устраивают внахлестку с использованием шайб специальной формы с цилиндрическими опорными поверхностями, обеспечивающими плотное прилегание шайб к поверхностям гребней и впадин гофров. Монтаж трубы производят на спланированном ложе на месте ее установки. Можно собрать трубу рядом, а затем перекаткой установить на место.

Для защиты от коррозии все элементы труб оцинковывают в заводских условиях. Для дополнительной защиты конструкции при расположении ее в агрессивной среде, например на болоте, на наружную и внутреннюю поверхности трубы наносят защитное битумное покрытие на основе битумно-резиновых мастик.

Важным условием надежной и долговечной работы металлических труб является их качественная и правильная засыпка. При этом предотвращаются недопустимые деформации трубы и обеспечивается совместная работа трубы и грунта. Засыпают трубу послойной укладкой и тщательным уплотнением грунта симметрично с обеих сторон трубы. Толщина слоев составляет 0,15–0,20 м, а степень уплотнения грунта должна обеспечивать не менее 95% его стандартной плотности. Отсыпку грунта производят самосвалами, бульдозерами, драглайнами, а уплотнение – колесами транспортных и грунтоуплотняющих машин. Непосредственно у трубы грунт уплотняют механизированным инструментом – электро- и пневмотрамбовками. Проезд транспортных средств над трубой допускается при толщине засыпки над верхом трубы не менее 0,5 м.

Входных и выходных обустройств (оголовков) при использовании металлических гофрированных труб не делают, ограничиваясь укреплением откосов насыпи и основания у входа и выхода трубы камнем, бетонными плитами или другими способами.

После возведения насыпи над трубой и стабилизации осадок и деформаций внутри трубы в пределах не менее 120° нижней поверхности устраивают лоток. Лоток может быть асфальтобетонным и цементобетонным. Особенно эффективны лотки с использованием полимерцементобетонов. Лотки устраивают непосредственно повех изоляционного покрытия трубы.

vse-lekcii.ru

Виды водопропускных труб, способы и сферы использования

Содержание:

Сферой применения водопропускных труб стало дорожное строительство. С помощью такой трубной продукции обустраивают своеобразную альтернативу мостового сооружения. Размеры тоннелей, для создания которых используется водопропускная труба, иногда имеют довольно приличные габариты.

С помощью данных изделий строят искусственные сооружения, способные пропускать под дорожными насыпями незначительные объемы постоянных или периодически возникающих потоков воды. Иногда такие трубы выполняют функцию путепроводов или используются для перегона скота.

При проектировании дорожных магистралей, когда насыпь будет иметь незначительную высоту, выбирают один из двух типов искусственных сооружений: возведение малого моста или прокладка труб.

По ряду причин в некоторых случаях устройство водопропускной трубы под дорогой становится лучшим вариантом:

  1. Такое конструкционное решение не приводит к нарушению целостности земляного полотна и верхней части строения дорожного пути.
  2. Обслуживание и эксплуатация водопропускных конструкций обойдутся дешевле, чем ремонт моста.
  3. Если высота засыпки над трубами превышает двухметровую отметку, влияние оказываемых временных нагрузок понижается, а с увеличением высоты слоя может практически исчезнуть.

Виды водопропускных труб

В зависимости от материалов изготовления данная трубная продукция бывает:

  • железобетонной;
  • бетонной;
  • полимерной;
  • металлической.

Помимо этого, водопропускные трубы отличаются по ряду параметров:

  • форме поперечного сечения – оно бывает круглым, прямоугольным и овальным;
  • количеству очков в сечении – одно, два и больше;
  • особенности функционирования поперечного сечения.

Что касается последнего параметра, то они могут быть:

  • напорными трубами, которые работают полным сечением по всей протяженности;
  • полунапорными изделиями, функционирующими полным сечением лишь у входного оголовка;
  • безнапорной продукцией, работающей по всей протяженности неполным сечением.

В свою очередь железобетонную продукцию различают по величине диаметра отверстия:

Как правило, данный вид трубной продукции обустраивают в безнапорном режиме, а два других варианта задействуют при необходимости пропускать определенный (расчетный) объем воды.

Законодательством запрещена укладка водопропускных труб при наличии на местности наледей или ледохода. Что касается укладки на речках, где нереститься рыба, то для этого потребуется разрешение, выданное инспекцией рыбнадзора.

Монтаж водопропускных систем

При проведении расчетов для прокладки водопропускных систем в обязательном порядке учитывают ряд нюансов:

  1. Бровка земполотна в местах подхода к конструкции должна располагаться минимум на 50 сантиметров выше уровня потока. Если трубы будут функционировать в напорном и полунапорном режиме, тогда этот параметр увеличивается до 1 метра.
  2. У оголовков должны присутствовать некоторые элементы водопропускных труб, а именно 2 откосных крыла и портальная стенка. Их в процессе строительства нужно заглубить в почву на 25 сантиметров ниже, чем уровень промерзания грунта. Монтаж производят на 10-сантиметровое основание из щебня. При этом находящийся ниже отметки промерзания природный грунт меняют на смесь, состоящую из песка и гравия.

В зависимости от несущей способности изделия делят на 3 группы:

  • первая – высота засыпки их грунтом равна 2 метра;
  • во второй этот параметр –4 метра;
  • в третьей –6 метров.

Но согласно условиям отдельных проектов при обустройстве перехода через водяной поток или препятствия иного вида допускается использование труб, для которых применяют иную расчетную высоту засыпки землей.

Обустройство котлованов

Обычно крепление при подготовке котлованов для укладки таких изделий не задействуют. В данном случае устойчивость стенок нет возможности обеспечить только, если грунт является водонасыщенным, а объем притока воды в нем значителен. Для решения проблемы потребуется разработка почвы и защита ее крепежной конструкцией.

Кроме этого, крепление котлована предусматривают, когда укладка водопропускных труб производится на близком расстоянии от эксплуатируемых построек.

На характеристику котлована влияют следующие нюансы:

  1. При проектировании работ технология разработки объекта и его очертаний зависят от конструкционных особенностей трубы, а также от характеристик грунтов основания.
  2. При вычислении крутизны откосов принимают во внимание глубину котлована и состояние имеющихся грунтов.
  3. При необходимости нанесения на трубы слоя гидроизоляции или выполнения других видов работ, во время проведения которых в котловане будут находиться рабочие, вертикально расположенная стенка объекта должна располагаться на расстоянии не меньше 70 сантиметров от боковой поверхности фундамента. Когда такие мероприятия не запланированы, этот параметр можно сократить до 10 сантиметров.
  4. При безопалочном методе бетонирования параметры котлована должны соответствовать параметрам фундамента.
  5. При обустройстве котлована, имеющего откосы, расстояние от их подошвы до фундамента не может составлять менее 30 сантиметров.

Размеры котлована следует сопоставлять с возможностями землеройной спецтехники. При обустройстве котлованов необходимо предотвращать заполнение их водами - поверхностными или грунтовыми – для этого вдоль их периметра насыпают небольшие земляные валы.

Если труба сооружается в местах с постоянным водотоком, строят запруды, либо русло речки отводят в сторону, прокладывая канавы.

Удалить воду из котлована можно одним из следующих способов:

  1. В его низовой части сооружают выпуск в канаву – этот метод задействуют при прокладке косогорных труб.
  2. Обустраивают водоотлив механического типа. Для этого в низовой части оборудуют ограждаемый приямок, а воду из него откачивают насосом.

Обустройство фундамента

Сооружение фундамента для прокладки труб с использованием сборных элементов осуществляют в определенном порядке:

  1. Укладывают фундаментные блоки оголовков, доведя их до подошвы основания трубы.
  2. Засыпают пазухи фундаментов оголовков до получения равного уровня.
  3. Делают засыпку пазух оголовочного фундамента, задействуя местный грунт.
  4. В места, где фундаменты сопрягаются с разными глубинами заложения, насыпают смесь песка с гравием или со щебнем.
  5. Засыпку сначала уплотняют послойно и потом заливают цементный раствор.
  6. Создание фундаментов для оголовков и посекционную укладку фундамента трубы делают одновременно.

Работу начинают с места расположения выходного оголовка трубы, передвигаясь в сторону входного оголовка.

  1. Монолитный фундамент обустраивают поэтапно:
  2. Изготавливают и устанавливают опалубку.
  3. Приготавливают бетонную смесь и заливают ее.
  4. Ухаживают за уложенным слоем бетона.
  5. Демонтируют опалубку.
  6. Засыпают пазухи.

При обустройстве оснований сборно-монолитного типа сначала готовят подушку или основу и в межсекционные швы помещают опалубку. Имеющиеся пустые промежутки заполняют бетонной смесью. На местности со слабыми грунтами строят свайный фундамент.

После завершения обустройства основания и засыпки пазух приступают к укладке сборных оголовков и тела трубы.

Чтобы выполнить укладку сборной конструкции, например из стальных водопропускных труб, нужны самоходные краны. Последовательность и порядок проведения монтажа зависят от особенностей местности и вида выбранной конструкции для оголовочного участка.

Гидротехнические объекты из водопропускных изделий

Такого типа строения возводят либо непосредственно на водоеме, либо на незначительном удалении от него. Чаще всего можно увидеть водопропускные конструкции из трубной продукции над полотном дорог.

Нередко трубы водопропускные бетонные задействуют для изменения направления русла небольшой реки.

Строительство гидротехнических сооружений в настоящее время обычно выполняют с применением металлических гофрированных конструкций (сокращенно МГК).

Их используют в определенных случаях:

  1. При создании водопропускных объектов, предназначенных для укрепления и изменения русла малых рек.
  2. При строительстве альтернативы мостовым переходам, имеющим один пролет в форме арки.
  3. При укладке труб в полотне автомагистралей или железных дорог в качестве замены бетонных колец.
  4. Для возведения многопролетных мостов, в которых промежуток между пролетами достигает 18 метров, в качестве альтернативы мостовым переходам из металла или бетона.

Сборные МГК

Сборного типа гофрированные металлоконструкции (сокращенно СМГК), используемые при обустройстве водопропускных сооружений, имеют меньшую стоимость по сравнению с железобетонной продукцией.

Они обладают рядом преимуществ:

  1. Благодаря наличию разнообразных поперечных сечений можно легко подобрать изделия для проведения конкретных строительных работ.
  2. Незначительный вес позволяет без проблем транспортировать листы СМГК, а возможность их упаковывать в паллеты уменьшает заполняемое ими пространство.
  3. Несложный монтаж позволяет укладывать трубы из листов СМГК без наличия специальной квалификации и особых навыков.
  4. Гибкость и прочность получаемой конструкции, обеспечиваемая при их применении вместе с засыпным грунтом. Благодаря этому возведенное строение имеет большую сейсмостойкость по сравнению с сооружениями из бетона.
  5. Продолжительный срок эксплуатации, который может достигать 80-100 лет, подтверждением чему является многолетний опыт использования конструкций.
  6. Невысокая цена позволяет снизить сумму затрат за счет использования СМГК примерно на 30-50%, если сравнивать с применением других материалов.
  7. Выполнять работы по прокладке труб из СМГК можно в различных климатических условиях.

Водопропускные металлические трубы гофрированные по мнению специалистов являются наиболее выносливыми к нагрузкам. Это преимущество объясняется тем, что железо как материал лучше всего справляется с внешними воздействиями по сравнению с бетоном и пластиком.

Существенным недостатком, который препятствует повсеместному распространению труб из данного материала, является то, что они в большой степени подвержены коррозийным процессам, а значит, боятся влаги.

Габионные конструкции

При обустройстве стабилизирующих и удерживающих, отводящих воду и водопропускных объектов, подпорных стен и локальных очистных конструкций дорожно-мостового типа стали широко востребованными габионные изделия.

В уже построенном виде подобный объект имеет вид водопропускной трубы определенного диаметра, укрепленную габионами, которые приобрели популярность по причине наличия у них следующих положительных качеств:

  • прочность;
  • гибкость и сопротивляемость нагрузкам;
  • устойчивость к негативному воздействию осадков и влажного воздуха;
  • обладание возможностью дренирования, которому не требуются дополнительные расходы на монтаж специальной конструкции и обратного фильтра;
  • несложное проведение строительных работ;
  • простота, надежность и продолжительность эксплуатации;
  • эстетичный вид и экологическая безопасность;
  • небольшие временные и финансовые затраты на строительство;
  • возможность эксплуатации с сооружениями разных типов.

Проведение работ с применением водопропускной трубной продукции необходимо выполнять особо тщательно, с соблюдением строительных норм и требований, поскольку их нарушение приводит к разрушению и трубы, и дорожного полотна, под которым она проложена. 

trubaspec.com


Смотрите также