(495) 766-86-01603-971-803
Мы работаем по выходным - тел. 8-926-197-21-13
 

Сизый дым из выхлопной трубы


О чем говорит дым из выхлопной трубы и его цвет?

Диагностика и ремонт8 мая 2018

Неисправности, связанные с силовым агрегатом и топливной системой автомобиля, можно с высокой степенью точности диагностировать по некоторым внешним симптомам. Изменение технического состояния мотора и появление серьезных проблем нетрудно отследить по окрасу выпускных газов. Различный цвет дыма из выхлопной трубы бензинового двигателя указывает на попадание в цилиндры технологических жидкостей либо подачу слишком обогащенной горючей смеси. Нужно лишь уметь различать оттенки выхлопа и сопоставлять с другими признаками.

Выхлоп исправного мотора

Нормальный цвет газов, выходящих из выпускного тракта на холостых оборотах бензинового двигателя, – светло-серый либо прозрачный. Когда силовой агрегат находится в удовлетворительном техническом состоянии, дым практически не виден. На дизеле может наблюдаться едва заметный черный выброс в момент резкого нажатия педали акселератора.

Выполняя диагностику мотора по расцветке дымовых газов, учитывайте следующие особенности:

  1. Силовой агрегат необходимо прогреть до минимальной температуры 60–70 градусов. Пока двигатель холодный, блок управления подает в цилиндры обогащенную топливную смесь с повышенным содержанием бензина, отчего дым становится темнее.
  2. Вырывающиеся из трубы капли воды – это конденсат, образующийся при контакте горячих поверхностей и деталей системы с окружающим воздухом. Хорошо заметен на непрогретом моторе и не является симптомом какой-либо неполадки.
  3. При влажной погоде (туман, дождь) содержание водяных паров в воздухе существенно увеличивается. Проникая в цилиндры, влага испаряется и выбрасывается наружу через трубу, дым приобретает слегка белесый оттенок, а количество конденсата увеличивается.
  4. В темное время суток выхлопные газы визуально кажутся белыми, поэтому заниматься диагностикой ночью нельзя.

Важно! Четко установить характер неисправности мотора по цвету дыма невозможно без анализа вторичных признаков. О протекающих внутри цилиндров процессах многое скажут свечи зажигания – состояние и окрас электродов поможет точнее выявить источник проблемы.

Определение неполадок по цвету дымовых газов

Существует 3 аномальных расцветки выхлопа, указывающих на неполадки силового агрегата машины:

  1. Синий либо сизый дым из выхлопной трубы говорит о забросе в камеры сгорания моторного масла.
  2. Непрозрачный белый дым – это пар, образующийся при попадании в цилиндры значительного объема воды или охлаждающей жидкости.
  3. Выбросы черного цвета и хлопьев сажи свидетельствуют о переобогащении горючей смеси.

В редких случаях отработанные газы приобретают красноватый оттенок. Причина – добавление в бензин различных присадок либо щадящей промывки. Явление не относится к симптомам неисправности двигателя.

Чтобы точно обнаружить источник возникшей проблемы, необходимо подробнее рассмотреть каждый случай и произвести дополнительную диагностику.

Темно-сизый выброс

Если в процессе работы двигателя в камеры сгорания забрасывается масло, на выходе выпускного тракта наблюдаются клубы синего цвета. Интенсивность и густота дыма зависит от количества проникающей смазки. Режим эксплуатации роли не играет – сизые выбросы видны на любых оборотах и при различных нагрузках.

Неисправность сопровождается увеличенным расходом моторного масла и появлением толстого слоя нагара на электродах свечей зажигания. Поскольку смазка уплотняет щели и повышает компрессию, рабочее давление в цилиндре возрастает, отчего доля жидкой смазки пробивается сквозь уплотнительное кольцо и резьбовую часть свечки.

Попадание масла в камеры и синий дым на выходе выхлопной трубы возникает из-за нескольких причин:

  • выработали ресурс маслоотражающие колпачки (сальники клапанов), смазка стекает по клапанным штокам в зону горения;
  • критическое истирание поршневых колец – основных (компрессионных) и маслоотражающих;
  • в результате выработки гильзы приобрели эллиптическое сечение, тогда поршневые кольца неспособны остановить проникновение масла снизу, со стороны картера;
  • после перегрева мотора кольца получили отпуск, потеряли упругость и перестали прилегать к стенкам цилиндров;
  • заброс возможен через глубокие царапины на рабочей поверхности гильз.

Примечание. На моторах с наддувом причиной расхода и проникновения масла в камеры зачастую становится неисправная турбина. Системы смазки двигателя и нагнетателя объединены и в случае износа сальников турбина кидает масло вместе с воздухом. Иное дело – компрессор, представляющий собой отдельный агрегат.

Как точно определить поломку:

  1. Выверните свечи зажигания и убедитесь в наличии масляного нагара на электродах. Заодно определите, в какой цилиндр масло забрасывается сильнее.
  2. Измерьте компрессию во всех цилиндрах в 2 этапа – «на сухую» и с добавкой 30–50 грамм моторной смазки. Если давление вырастет, проблема наверняка кроется в износе цилиндропоршневой группы. В противном случае снимайте клапанную крышку и проверяйте колпачки – маслоотражатели.
  3. При работающем на холостом ходу моторе отключите от воздушного патрубка шланг вентиляции картера. Если оттуда повалит сизый дым, готовьтесь к замене колец либо капитальному ремонту силового агрегата. При отсутствии окрашенных газов меняйте сальники клапанов.

Когда раскаленные газы под высоким давлением прорываются через изношенные кольца в картер, масляные пары проникают в патрубок вентиляции, а оттуда – на дроссельную заслонку. Если снять участок воздуховода от фильтра, внутри обнаружится масло, а на дросселе – черный нагар.

Сизый дым, постоянно вырывающийся из выхлопной трубы дизельного двигателя, говорит о проблеме того же рода – повышенном угаре масла. Поиск неисправности выполняется аналогично диагностике бензинового мотора.

Густой белый пар

Высокое содержание испарений в выпускных газах свидетельствует о затекании охлаждающей жидкости в камеры сгорания. Побочные признаки неполадки выглядят следующим образом:

  • электроды свечей зажигания чистые, без нагара, на резьбовой части может наблюдаться влага;
  • если запустить двигатель и поднести к срезу трубы белую бумагу, на ней появится мокрое пятно без следов сажи и смазки;
  • уровень жидкости в расширительном бачке снижается;
  • меняется поведение автомобиля в процессе езды – падает мощность, ощущаются рывки.

Важный момент! Если из выхлопной трубы идет белый дым, а уровень в расширительной емкости увеличился, имеет место смешивание антифриза с маслом. Последнее пробивается в систему охлаждения под воздействием давления, создаваемого поршнями. Аналогичная картина наблюдается в картере – вместо чистой смазки в поддоне появится пенная эмульсия.

Вода либо антифриз затекает в цилиндры работающего мотора тремя путями:

  • через поврежденную прокладку между головкой и блоком двигателя;
  • сквозь пробитую прокладку коллектора, работающего на впуск топливной смеси;
  • через трещину, образовавшуюся в самой головке вследствие критического перегрева либо гидравлического удара (дефект характерен для дизельных агрегатов).

Убедиться в проникновении тосола внутрь камер сжигания довольно просто. Проверьте состояние электродов на свечах зажигания и уровень технологических жидкостей – антифриза и моторной смазки, изучите их цвет и консистенцию. Также не помешает снять клапанную крышку – на постели распределительного вала можно обнаружить белый налет от водно-масляной эмульсии. Самый точный диагноз устанавливается только после разборки силового агрегата – демонтажа ГБЦ.

Какие бы ни были причины белого дыма, продолжать эксплуатировать машину категорически не рекомендуется. Поломку следует устранить немедленно, иначе вы рискуете довести мотор до капитального ремонта.

Черный дым с хлопьями сажи

Выбросы подобного рода образуются при неполном сжигании горючей смеси. Доля бензина или солярки в ней слишком велика, поэтому часть топлива просто вылетает в трубу в виде черной сажи. Неполадка сопровождается следующими вторичными признаками:

  • расход топлива существенно возрастает;
  • электроды свечей покрываются черным налетом, ухудшающим искрообразование;
  • двигатель «захлебывается», снижается мощность, падает разгонная динамика;
  • при резком нажатии педали газа из трубы вырываются клубы черного дыма.

Аналогичные симптомы проявляются на дизельных моторах. Переизбыток солярки или бензина в составе топливовоздушной смеси возникает по множеству причин, зависящих от типа системы питания. На инжекторе и дизеле встречаются такие неполадки:

  1. Неисправности либо износ форсунок. Клапаны элементов неспособны держать рабочее давление и пропускают топливо внутрь коллектора – форсунка «течет».
  2. Проблемы в системе топливоподачи. Насос развивает чересчур высокое давление или вышел из строя регулятор (он же – перепускной клапан).
  3. Пришел в негодность один из основных датчиков. В подобных случаях электронный блок управления переходит в аварийный режим работы и готовит смесь с избытком топлива.

Примечание. К ключевым датчикам, влияющим на работу контроллера и приготовление смеси, относится измеритель расхода воздуха (либо абсолютного давления), положения дроссельной заслонки и лямбда – зонд. Обычно блок управления оповещает водителя о неисправности, включая надпись Chek Engine на приборной панели.

Если черный дым из выхлопной трубы появился на машине с карбюратором, проверяйте такие неполадки:

  • превышение уровня бензина в поплавковой камере по причине выхода из строя игольчатого клапана;
  • износилась резиновая мембрана экономайзера либо насоса – ускорителя;
  • засор воздушного жиклера или канала холостого хода;
  • забит главный воздушный жиклер;
  • дроссельные заслонки истерлись по краям и начали пропускать горючее в коллектор за счет разрежения;
  • разболтались оси дросселей.

Иногда на автомобилях с бензиновыми двигателями бесконтрольное обогащение топливной смеси происходит из-за длительной езды на неисправных свечах зажигания. Бензин, сгорающий в камерах не полностью, уходит в картер, смешивается с маслом и в виде испарений подается через патрубок вентиляции обратно в двигатель. При высокой концентрации топлива в картере давление масла падает, а мотор «задыхается». Проблема устраняется путем замены свечей и моторной смазки.

Причины дыма из выхлопной трубы. — DRIVE2

Большинство автовладельцев совершенно не обращают внимания, какого цвета дым идет из выхлопной трубы, и какова его концентрация. И совершенно напрасно. Для опытного водителя дым из выхлопной трубы может многое сказать о состоянии автомобильного двигателя и многих его систем.

Почему дымит из выхлопной трубы? Причины.

Специалист СТО может диагностировать возможные неисправности в системе питания, системе распределения впрыска, системе зажигания, системе охлаждения двигателя или износ его цилиндропоршневой группы по цвету дыма из глушителя .

Дым может появляться из-за неполного сгорания горючей смеси, из-за попадания в рабочую область цилиндров моторного масла или охлаждающей жидкости. Очень часто бывает, что источником появления дыма является неисправность одной системы, а причина кроется в неисправности совершенно другой. К примеру, неисправность системы охлаждения вызывает перегрев двигателя. Как результат, пригорают или залегают поршневые кольца, в цилиндры попадает моторное масло и выхлоп приобретает характерный сине-сизый цвет.

Какой дым из глушителя считается нормальным?

Не всякий дым говорит о неисправности. Появление белого дыма из глушителя является нормальным явлением во время прогрева двигателя, особенно в прохладную погоду. Если говорить точнее, то это не дым, а пар. За ночь двигатель и система выпуска полностью охлаждаются, водяной пар – спутник процесса горения – превращается в водяной конденсат. После запуска двигателя выпускная система начинает прогреваться, конденсат испаряется, и теплое испарение в холодном воздухе становится видимым, приобретая белый цвет. По мере прогревания двигателя и выпускной системы испарение должно исчезнуть.

Следует отметить, что при низких температурах (начиная от +10°C и ниже) белый дым образуется и на прогретом двигателе. А в сильный мороз (ниже -20°C) выхлоп из трубы становится густым, имеет белый цвет с сизым оттенком. На консистенцию и цвет пара оказывает влияние и влажность воздуха. Чем влажность выше, тем пар гуще.

Белый дым из выхлопной трубы и неисправности.

Если густой белый дым образуется на полностью прогретом двигателе в теплую погоду, то, вероятнее всего, его появление вызвано попаданием охлаждающей жидкости в цилиндры (через трещину в блоке или поврежденную прокладку). Вода, входящая в состав охлаждающей жидкости, попав в камеру сгорания, не успевает испариться полностью во время рабочего цикла и образует густой белый дым (тот же пар). Оттенок дыма зависит от состава жидкости, погодных условий и уровня освещения на улице. Иногда дым кажется сизым, напоминая масляный. Разница в том, что водяной пар достаточно быстро рассеивается, а масляный надолго оставляет синеватый туман с типичным для сгоревшего масла запахом.

Распознать, что проблема заключается в системе охлаждения достаточно просто. Нужно при работающем хорошо прогретом двигателе ненадолго закрыть выходное отверстие выхлопной трубы бумажным листом. Водяные капли постепенно испарятся с листа, не оставляя жирных пятен, и на ощупь такие капли не будут жирными.

Трещины, образовавшиеся в блоке цилиндров или головке, также могут быть причиной попадания охлаждающей жидкости в цилиндры. Подобные дефекты способны вызвать попадание в систему охлаждения выхлопных газов во время работы двигателя и создание в ней газовой пробки.

Определить, что причиной дымления является попадание газов в систему охлаждения можно достаточно простым способом. Для этого нужно открыть пробку расширительного бачка или радиатора. При этом будет чувствоваться запах выхлопных газов, на поверхности охлаждающей жидкости будет видна масляная пленка, после пуска холодного двигателя уровень в бачке значительно повышается и видны выходящие пузырьки газа. При этом повышается давление в системе охлаждения, что можно определить на ощупь, сжав верхний шланг радиатора рукой.

Картина изменится после остановки двигателя. Жидкость будет уходить в цилиндр, постепенно просачиваться через поршневые кольца и попадет в поддон картера. При последующем запуске двигателя она перемешается с маслом и образует непрозрачную эмульсию белесого цвета. Циркулируя по масляным каналам, такая эмульсия оставляет после себя пену на клапанной крышке и пробке маслозаливной горловины. Цвет пены от светло-голубого до светло-коричневого. Проверить наличие пены можно, открыв пробку горловины и вынув масляный щуп. Однако при небольшом дефекте блока или головки пенный след будет виден на пробке, но масло при этом останется чистым.

С другой стороны, если в цилиндре сильная негерметичность, то жидкость, накопившись под поршнем, будет препятствовать провороту стартером коленчатого вала в начальный момент запуска. Иногда это даже приводит к гидроудару в цилиндрах и поломке поршневых колец, повреждению шатунов, поршней и клапанов.

В ряде случаев место дефекта можно определить достаточно точно: охлаждающая жидкость, попавшая в цилиндр, до блеска отчищает все, с чем соприкасается. По этой причине свеча в заливаемом цилиндре будет выглядеть как новая, без следов нагара. Если подать в цилиндр через отверстие для свечи воздух под давлением, то в расширительном бачке начнет повышаться уровень жидкости. При проведении проверки нужно поставить автомобиль на стояночный тормоз, включить передачу и провернуть коленчатый вал в такое положение, при котором будут закрыты оба клапана.

Для точной диагностики рекомендуем обращаться к специалистам СТО АвтоПрайд. Потребуется снять головку и оценить состояние плоскостей головки и блока, прокладки, внешний вид рабочей поверхности поршня, тарелок клапанов и камеры сгорания.

Прогорание прокладки нередко сопровождается деформацией нижней плоскости головки, особенно если появление дефекта было вызвано перегревом двигателя. Ситуация будет гораздо сложнее, если не будет обнаружено явных дефектов. В этом случае необходимо отпрессовать головку, чтобы проверить ее на герметичность. Скорее всего, будет выявлена трещина на стенке камеры сгорания (обычно около седла выпускного клапана).

Также стоит внимательно осмотреть стенки цилиндра на наличие трещины, опустив в нижнюю мертвую точку поршень. Появление такой трещины – дефект довольно редкий, но если она есть, то обнаружить ее достаточно просто.

Известны случаи, когда охлаждающая жидкость попадала в цилиндры через впускную систему (из-за повреждения прокладки впускного коллектора, одновременно уплотняющей каналы подогрева коллектора). Давление в системе охлаждения в таких случаях не повышается, в ней отсутствует запах выхлопных газов, но уровень жидкости в бачке быстро падает, а масло превращается в эмульсию. Обычно этих признаков достаточно, чтобы выявить дефект и не спутать его с неисправностью, описанной выше.

Все неполадки, связанные с появлением из выхлопной трубы белого дыма требуют срочной проверки и устранения неисправностей системы охлаждения, так как дефекты связаны, в основном, с перегревом двигателя.

Нельзя эксплуатировать автомобиль, если замечен белый дым и сопутствующие ему неисправности, по двум причинам:1. Дефекты будут быстро прогрессировать;

2. Работа силового агрегата на водомасляной эмульсии многократно усиливает износ деталей и уже через несколько сотен километров пробега двигателю потребуется капитальный ремонт.

Черный дым из выхлопной трубы — что означает?

Черный дым из глушителя говорит о том, что горючая смесь слишком богата, а значит, существуют неисправности в одной из систем: питания, зажигания или распределения впрыска. Черный дым хорошо виден на светлом фоне, представляет собой мельчайшие частички сажи и копоти – продукты неполного сгорания топлива.

Появление черного дыма сопровождается плохим запуском и неустойчивой работой двигателя, высоким расходом топлива и потерей мощности из-за несбалансированности топливовоздушной смеси, повышенной токсичностью выхлопных газов.

На бензиновых двигателях, оснащенных системой впрыска топлива, богатая топливная смесь образуется из-за неисправности или отказа в работе различных датчиков, неисправности блока управления, либо из-за плохой герметичности форсунок. Последний вариант опасен при запуске гидроударом в цилиндре со всеми последствиями, упоминавшимися выше.

У дизельных двигателей причиной появления черного дыма являются не только нарушения в работе и неисправности насоса высокого давления, но и большой угол опережения впрыска.

Работа двигателя на переобогащенной топливной смеси влечет за собой повышенный износ и даже задиры на деталях цилиндропоршневой группы, так как излишки топлива ухудшают смазку стенок цилиндров, смывая с них смазку. Более того, избыточное топливо попадает в масло, делает его жиже и тем самым ухудшает смазку других деталей двигателя. Нередко в масло попадает так много топлива, что уровень масла, а вернее топливно-масляной смеси, намного повышается и оно приобретает характерный запах.

Провести правильную диагностику и выявить причины появления черного дыма могут только мастера-профессионалы с помощью специального оборудования.

О чем говорит сизый или синий дым из глушителя?

Синий дым из выхлопной трубы появляется при попадании и сгорании в цилиндрах масла.

Его появление может быть вызвано:

1. Изношенными маслосъемными колпачками;2. Износом поршневых колец;

3. Неисправностями турбины на турбированных двигателях.

Со временем маслосъемные колпачки на клапанах становятся жесткими, теряя эластичность. Такие колпачки пропускают масло, оно стекает по клапанам и попадает в цилиндр. При изношенных маслосъемных колпачках синий дым появляется при торможении двигателем.

Маслосъемные кольца из-за износа плохо снимают масло со стенок цилиндров, которое потом сгорает и делает выхлоп токсичнее. Эффективность работы поршневых колец может ухудшиться из-за их залегания в результате перегрева двигателя или использования низкокачественного моторного масла. В этом случае характерный синий дым появляется при резком разгоне автомобиля.

При наличии синего дыма из выхлопной трубы и повышенном расходе масла поиск причин неисправности следует начинать с замены маслосъемных колпачков и измерения компрессии. Если результат окажется неудовлетворительным, то необходимо обратиться к профессионалам для более детальной диагностики цилиндропоршневой группы, выявления неисправностей и их последующего устранения.

Что значит белый, черный и сизый дым из выхлопной трубы

 

Как вы думаете, какой самый популярный вопрос у владельцев подержанных автомобилей? Это вопрос о цвете дыма из выхлопной трубы. На многочисленных форумах в интернете каждый день огромное количество людей ищут причины, которые возможно привели к образованию сильного дыма в выхлопной системе. 1gai.ru предлагает подробную инструкцию, которая поможет вам узнать по цвету выхлопа причины образования излишнего задымления.

Смотрите также: Самые дорогие поломки в автомобиле

Обычно мы не задумываемся, как все работает в автомобиле, и не вдаемся в подробности об устройстве транспортного средства. Но это происходит ровно до того момента пока наша машина не начинает показывать признаки неисправности, которые нас начинают пугать. Многие из нас после этого вместо того чтобы обратиться в автосервис проводят бессонные ночи в поисках ответов в интернете на возникающие вопросы об автомобиле.

Самая распространенная головная боль, которая начинает мучить владельцев автомобилей, это появление излишнего дыма из выхлопной системы. 

К сожалению, информация в сети противоречива и может сбить столку любого. Мы предлагаем для вас подробную инструкцию инфографику, которая поможет узнать по цвету выхлопа возможную причину неисправности автомашины.

 

Для тех, кто не знает. На всех современных автомобилях, в которых двигатели прогреты до рабочей температуры (90 градусов), и  все системы работают исправно, дым из выхлопной системы не должен быть видимым. 

Важно знать: Пять видов жидкостей которые необходимо проверять в автомобиле

Есть три вида дыма, который может выходить из трубы. Это белый, сизый (белый с голубоватым оттенком) и черный. 

Вот основные причины, по которым образуется дым определенного цвета:

Белый дым образуется из-за испарения воды, которая смешивается с выхлопными газами, образующиеся при цикле сгорания топлива в двигателе

Сизый дым* (синий, голубой) образуется из смешивания остатков топлива, которые попадают в выхлопную систему, смешиваясь с газами поступающими из камеры сгорания

Черный дым говорит о том, что в камере сгорания во время цикла работы переизбыток топлива.

*Внимание! К сожалению, многие владельцы путают сизый дым с другими оттенками цветов. Для того чтобы вы могли точно знать как выглядит сизый (синий, голубой, серо-голубой и т.п.) ниже в качестве образца приводим все возможные оттенки сизого дыма. (Палитра цветов Yandex)

Ниже вы можете посмотреть три блок-схемы (инфографика) которые помогут вам узнать отдельно по каждому цвету выхлопа возможные причины образования дыма. Наша инструкция позволит вам сэкономить немалые средства, которые вы отдадите за диагностику в техническом центре. Ведь сделав простую диагностику с помощью наших схем-модулей, вы сможете узнать, насколько проблема с появлением дыма, серьезная. Конечно, имейте, в виду, что наши три схемы не являются исчерпывающими, и не учитывают все возможные варианты неисправностей. Но, тем не менее, наши инструкции помогут дать представление о масштабе проблемы появления дыма из выхлопной системы транспортного средства. Также наша инфографика подскажет вам, где именно искать неисправность, которая привела к излишнему видимому дыму из трубы выхлопа.

 

Дым из выхлопной трубы: синий, белый, черный

О чем расскажет цвет дым из выхлопной трубы: черный, синий (сизый) или белый, каждый цвет имеет свое значение. Всем известно – когда дымит двигатель, это «не есть гут». Многие считают, что без вскрытия и дефектовки причину дыма из выхлопной трубы не определить. Да, с такой точностью, которую показывает данная процедура, это невозможно. Но есть ряд признаков, которые помогают определить неисправность еще до разборки – это позволяет спрогнозировать временные и денежные затраты на ремонт.Черный дым из выхлопной трубы бензинового двигателя – это следствие горения слишком большого количества топлива, то есть, сильно переобогащенной смеси. В таком случае есть несколько вариантов неисправностей, которые стоит проверить:
  • Отрегулировать карбюратор. Если же в этой области не хватает знаний и практики, то не стоит пытаться сделать это собственноручно – это очень тонкий процесс, который требует крайней аккуратности и полнейшего понятия дела.
  • Проверить герметичность форсунок. Если они не полностью закрываются, то в цилиндры поступает неконтролируемое количество топлива, которое сгорает, от этого образуется сажа, поэтому дым черный.
  • Проверить датчик массового расхода воздуха (ДМРВ). Если он неисправен, то показывает неверное количество проходящего воздуха, соответственно, в цилиндры подается непропорциональное количество бензина, поэтому идет черный дым из выхлопной трубы.
Здесь причины практически не отличаются, есть только несколько более тонких моментов. Если из выхлопной идет черный дым на дизеле, то надо проверить несколько возможных причин:
  • Слишком высокое давление в рампе. У дизельного двигателя с Common Rail имеется топливный насос высокого давления (ТНВД), который нужно калибровать. Так вот, если его настройка неверна, то будет наблюдаться такая картина.
  • В целом, все остальным причины, почему идет черный дым на дизеле, не отличаются от бензинового двигателя.
В такой ситуации надо быть готовым к ремонту. Если двигатель дымит синим дымом, это верный признак масла в цилиндрах. Как оно туда попадает – уже другой вопрос, как правило, это следствие износа деталей. Двигатель дымит синим дымом потому что масло сгорает вместе с бензином. Поэтому, стоит подумать, откуда оно там. Есть всего два пути: снизу и сверху.
  • Износ маслосъемных колпачков приводит к тому, что идет синий дым из выхлопной трубы. Как правило, двигатель дымит синим дымом после замены масла, особенно, если замена производилась невовремя. Дело в том, что старое, грязное масло обладает большей вязкостью, а мусор и грязь, которая в нем имеется, играет роль сальника. Таким образом, пока залито старое масло, двигатель работает боле ли менее нормально. Новое масло все это промывает, после чего маслосъемный колпачок становится заливной горловиной.
  • Износ маслосъемных колец так же приводит к тому, что двигатель дымит синим. Их роль – собирать масло со стенок цилиндров во время рабочего хода и впуска, то есть, когда поршень стремится к нижней мертвой точке. Говоря простым языком, идет вниз. Если кольца износились, то масло остается на стенках цилиндров, после чего собирается компрессионными кольцами во время такта сжатия и выпуска, то есть, когда поршень идет вверх. Для того, чтобы диагностировать данную неисправность, надо проверить компрессию.
Если же дымит двигатель синим дымом, то надо обратить внимание на уровень масла и постоянно за ним следить, потому что «жор масла» будет проявляться любом случае. После того, как проявилась данная неисправность, желательно поубавить свои аппетиты и не крутить двигатель выше 3000 оборотов.

Проверять цвет дыма надо на горячую, идеально во время старта с места в горку. Так же стоит обратить внимание на выхлопной патрубок – он должен быть сухим. Масло по природе своей в цилиндрах не сгорает, а вылетает в выхлопной тракт с газами. Соответственно, его остатки будут видны на патрубке.

У дизельного мотора причины ровно те же, поэтому рассматривать его отдельно нет смысла. Бывает еще так, что двигатель дымит белым дымом. В этом случае надо сначала обратить внимание на погодные условия – это может быть просто пар, потому как выхлопные газы имеют достаточно высокую температуру. Если же конденсата на патрубке не наблюдается, то стоит обратить внимание на цвет свечей зажигания. По всей вероятности, они будут имеет такой же белый налет, как и цвет дыма. В таком случае дело в бедной смеси. Итак, белый дым из выхлопной трубы может идти по нескольким причинам:
  • Неисправность топливного насоса, как следствие, недостаточное давление в топливной рампе и недостаток топлива в горючей смеси.
  • Забитые форсунки. Через них проходит меньше топлива, чем того ожидает электронный блок управления двигателем.
  • Забит топливный фильтр. Опять таки, недостаток топлива.
Само собой, к наибольшим последствиям может привести синий дым из глушителя. С одной стороны это мелочь. С другой же, в двигателе происходят сложные, четко спланированные процессы. Отклонение от алгоритма приводит к неисправности. Так, например, масло, попадая в выхлопной коллектор, оседает на седлах клапанов. Они имеют очень высокую температуру, поэтому оно моментально пригорает, образуя достаточно толстый коксовый слой. Из-за этого клапан неполностью закрывается, снижая тем самым компрессию двигателя. К поломке, конечно, это вряд ли приведет, а вот хлопот неплохо прибавит. Поиски причины того, что двигатель не тянет и не развивает обороты, можно искать вечно. Так вот, вскоре это приведет к тому, что клапан будет постоянно открытым, а это хлопки в глушитель, повышенный расход топлива, затрудненный пуск в холодное время. Кроме того, это может привести к тому, что кольца в засядут в канавках и потребуется раскоксовка.Обязательно стоит уточнить, это далеко не все причины того, что двигатель дымит, их может быть гораздо больше.

Видео: почему из выхлопной идет черный дым

Теги

Авторемонт О чем расскажет цвет дым из выхлопной трубы: черный, синий (сизый) или белый, каждый цвет имеет свое значение.

Интересные статьи:

Причины дыма из выхлопной трубы, бензиновый и дизельный двигатель

Появление дыма из выхлопной трубы густого черного, сизого (синего), белого, серого цветов и других приближенных оттенков после запуска двигателя сигнализирует о возникших неполадках в последнем.

И даже если в ходе поездки дым пропадет, нельзя успокаивать себя мыслью, что мотор прогрелся и проблема ушла сама собой навсегда. Как раз наоборот, скорее всего, ситуация повторится, а густота дыма увеличиться.

Главные причины

Цвет дыма из выхлопной трубы – это один из главных диагностических признаков, который нельзя игнорировать.

Как правило, основными причинами повышенной задымленности выхлопных газов являются:

  1. Неправильное сгорание топлива;
  2. Горючая жидкость сгорает не полностью;
  3. Попадание масла и охлаждающей жидкости в цилиндры.

Все это является следствием возникших неисправностей в:

  1. Цилиндропоршневой группе, дальше ЦПГ;
  2. Системах — топливной, распределения впрыска, охлаждения, зажигания, смазки.

По цвету выхлопных газов можно сделать поверхностную диагностику и сразу сказать, что является источником проблемы — масло, топливо или ОЖ.

Но вот выявить другие причины задымленности вряд ли получиться, так как один и тот же цвет дыма может быть следствием разных поломок.

Чтобы быстро найти причину белого, черного дыма или других цветов необходимо сопоставить все нехарактерные особенности в работе мотора и его систем.

Нужно понимать, что причиной могут быть вторичные факторы, которые напрямую не могут влиять на повышенную задымленность выхлопных газов.

Например, неисправности в системе охлаждения могут привести к его перегреву. Если вовремя не принимать меры, то возникает большая вероятность залегания (пригорания) поршневых колец.

Как следствие, масло будет попадать в цилиндры и выходить вместе с выхлопными газами придавая им синий (сизый) оттенок, также будет присутствовать характерный резкий запах.

Черный дым

Черный дым из выхлопной трубы, как привило, свидетельствует о неисправности топливной системы автомобиля. Происходит неполное сгорание горючего в результате переобогащения топливовоздушной смеси.

Если к выхлопной трубе подставить лист белой бумаги, то на последней будут обнаружены мелкие частицы сажи, это следствие описанной выше проблемы.

Зимой еще проще, сажа будет оседать на снегу.

Одновременно с появлением черного дыма:

  1. Через раз заводиться двигатель и неустойчиво работает;
  2. Повышается расход топлива;
  3. Двигатель не тянет (упала мощность);
  4. Резкий токсичный запах у выхлопных газов.

При этом у инжекторных двигателей черный дым появляется в результате негерметичности форсунок, сбоях в работе датчиков расхода воздуха, кислорода. Все это может привести к переобогащению топливной смеси.

Негерметичность форсунок – это серьезная неисправность, которая может привести к гидроудару, а это капитальный ремонт двигателя.

Дело в том, что через неисправную форсунку в цилиндр двигателя (когда он не работает) может просочиться топливо, которое, находясь в жидком состоянии, не позволит поршню дойти до ВМТ и в таком случае гидроудар неизбежен.

У карбюраторных двигателей черный дым может возникнуть по причине закоксовывания воздушных жиклеров, деформации игольчатого клапана, что приведет к переливу топлива в поплавковой камере. Опять же, происходит переобогащение топливно—воздушной смеси.

Другая проблема избыточного топлива, это попадание его в смазку, разжижение и уменьшение смазочных качеств последней.

Чтобы диагностировать проблему достаточно проверить уровень масла в картере, если он изменился в большую сторону, а жидкость приобрела характерный запах бензина то эксплуатация агрегата прекращается до устранения неисправности.

А также нужно понимать, что переобогащения топливная смесь, попадая в цилиндры смывает поступающее туда масло, а это приводит к повышенному трению деталей, появлению на них задиров, и, соответственно, быстрому их износу.

Подробнее читайте: Что делать если появился черный дым из выхлопной трубы.

Причины белого дыма

Белый дым из выхлопной трубы в разных погодных условиях может указывать как на возникновение неисправностей, так и наоборот, в отсутствии таковых.

В холодное время года, как правило, это явление считается нормальным и после прогрева мотора пропадает.

В холодную погоду, особенно при минусовой температуре, из выхлопной трубы выходит не дым, а пар, первоисточник которого – вода, является сопутствующим элементом сгорания топлива.

На холоде пар конденсируется и приобретает белый цвет, который по мере прогрева двигателя, становиться тусклее.

Также параллельно с паром можно наблюдать воду, которая капает (течет) из выхлопной трубы.

Появление и густота пара зависят от многих факторов:

  1. Влажность воздуха – чем она больше, тем насыщенней белый цвет пара;
  2. Холод – чем ниже температура, тем больше вероятность появления пара даже на прогретом моторе, при этом если температура опускается за минус 20, то пар становиться бело—сизым.

Появление белого дыма на прогретом двигателе в теплую погоду сигнализирует о том, что в цилиндры проникла охлаждающая жидкость.

Вода, которая содержится в ОЖ, при сгорании топлива нагревается, но не успевает испариться и в виде белого дыма (пара) выходит из выхлопной трубы.

Причин попадания ОЖ в цилиндры может быть несколько, одна из них, пробита прокладка головки блока.

Важно понимать, что оттенок былого дыма в данном случае может меняться и зависит от погодных условий, типа охлаждающей жидкости (ее состава), освещенности на улице. Как правило, дым приобретает синеватый (сизый) оттенок и многие путают его с масляными выхлопами.

Нужно знать, что белый пар не имеет резкого запаха и после того, как покинул выхлопную трубу, сразу же остывает и рассеивается. А масляной дым, мало того, что резко и неприятно пахнет, он оставляет после себе синеватый туман, который долго не рассеивается.

Чтобы проверить, что выходит из выхлопной трубы масло или пар, заведите и немного прогрейте двигатель. Затем возьмите чистый лист белой бумаги и приложить его к выхлопной трубе.

Вода, оставаясь на бумаге, через несколько минут высохнет, не оставив явных следов. Масло же, наоборот, оставит явные жирные пятна.

Помимо пробитой прокладки ОЖ в цилиндры может попадать в результате образования трещин в блоке и его головки.

Также возможны обратные процессы – проникание выхлопных газов из цилиндра в систему охлаждения, что приводит к образованию газовой пробки.

Дальше диагностика возможна без снятой или со снятой головкой блока.

Без снятия головки.

Газовое образование может помочь быстро выявить проблему. Для этого необходимо открыть расширительный бачок или радиатор и осмотреть охлаждающую жидкость на предмет:

  1. Наличия масляной пленки;
  2. Уровня жидкости (он ниже обычного);
  3. Наличие запаха выхлопных газов.

ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ:  Замена масла в двигателе Renault Logan

При открытом расширительном бачке попросите помощника завести машину (мотор должен быть холодным). Одной рукой возьмитесь за верхний патрубок радиатора.

Если в бачке появились пузырьки газа, уровень начал «плавать» (подниматься и опускаться, и наоборот), периодически выбрасывается жидкость через крышку, давление в патрубке резко возросло, то это является признаком наличия трещины.

Заглушите двигатель. Обратите внимание, уходит ли ОЖ из расширительного бачка. Если да, то нужно понимать, что она, скорее всего, уходит в цилиндры.

Далее, через масляные кольца она попадает в поддон картера, уровень жидкости повышается, что уже может негативно сказаться на работу мотора.

После запуска мотора масло с ОЖ окончательно смешиваются и образуют эмульсию, которая приобретает характерный для такой смеси серый (если ОЖ – ВОДА) или желто—коричневый (ржавый) цвет.

Для диагностирования неисправности:

  1. Откройте пробку заливной горловины масла;
  2. Выньте щуп и замерьте уровень масла;
  3. Проверьте цветность жидкости на щупе и под крышкой заливной горловины;
  4. Если цвет в картере не изменился, а под крышкой имеется желто—коричневая пена, то это значит трещина или прогар есть, но они незначительные или появились недавно;
  5. Если цвет масла в картере тоже изменился, а при запуске двигателя ощущается, что коленчатый вал проворачивается тяжело, значит, размеры дефектов большие, возможно, над поршнем собралась жидкость, которая мешает запуску мотора. Возникает опасность в гидроударе и поломки или деформации шатуна.

Чтобы выяснить где появился дефект можно сделать следующее:

  1. Выкрутите все свечи зажигания;
  2. Сравните их между собой, та свеча, которая будет самой чистой даст понять где искать неисправность. Дело в том, что ОЖ, попадая в цилиндры, вымывает все вокруг. Не исключением являются и свечи зажигания;
  3. Поставьте авто на ручной тормоз. Проверните коленчатый вал таким образом, чтобы оба клапана проблемного цилиндра были закрыты, а поршень находился ближе к НМТ. Любым возможным способом через отверстие свечи подайте вовнутрь под давлением воздух и если в расширительном бачке повысился уровень ОЖ, то, можно сказать, что причина выявлена.

Со снятием головки.

Снимите головку блока и осмотрите прокладку на наличие прогара. Обратите внимание на плоскость головки, не повело ли ее.

Вспомните, перегревался ли двигатель и когда это было. Часто автовладелец даже не знает о перегреве мотора (какое—то время автомобилем управляли по доверенности), но недавняя замена неисправного вентилятора или термостата, может навести на определенные мысли.

Подготовьте фонарик. Опустите поршень в нижнюю мертвую точки и осмотрите стенки цилиндра на наличие трещин, их несложно заметить.

Если трещин нет, то ситуация усложняется. Нужно внимательно осмотреть стенки камеры сгорания на головке блока, особенно в районе седла выпускного клапана. В сложных ситуациях головку под давлением проверяют на герметичность.

В некоторых моделях авто, где конструктивно предусмотрен подогрев впускного коллектора с помощью охлаждающей жидкости через специальные каналы, возможно попадание последней в цилиндры через пробитые прокладки.

Диагностировать данную неисправность можно по уровню ОЖ, который уменьшается, изменившемуся цвету масла.

При этом давление в патрубке радиатора не возрастает, в расширительном бачке отсутствуют запахи выхлопных газов (как в случае, описанном выше).

Эти признаки помогут избавиться от ненужных действий, к примеру, снятия головки блока.

Поэтому важно знать конструктивные особенности своего автомобиля.

Из вышесказанного становиться очевидным, что часто причиной появления белого дыма из выхлопной трубы может быть перегрев мотора. Поэтому устранять нужно не только прямые причины, но и те, которые привели к данному перегреву.

А это, как правило, неисправности в системе охлаждения: негерметичность соединений, воздушные пробки в радиаторе, неисправности термостата, вентилятора и его муфты, датчика включения и другие.

Поэтому при появлении из выхлопной трубы белого дыма эксплуатация транспортного средства противопоказана, при условии, что это не пар.

Смесь масла с ОЖ не обладает нужными смазочными свойствами, что приведет к быстрому износу деталей, который будет увеличиваться в геометрической прогрессии.

Работы двигателя с такой эмульсией хватит буквально на несколько десятков в лучшем случае пару сотен километров, а потом неотвратимо нужно будет делать капитальный ремонт.

Узнайте больше: Причины белого дыма из выхлопной трубы.

Синий или сизый дым

Моторное масло, попадающее в цилиндры, является основной причиной образования в выхлопной трубе синего дыма.

В зависимости от режима работы агрегата, степени его перегрева, от количества попавшего в цилиндры масла зависит цветность дыма.

Он может быть плотным сине—белого цвета, или прозрачным сизым.

Вышеупомянутый тест с бумагой поможет промониторить ситуацию.

Жирные маслянистые невысыхающие пятна, которые остаются на бумаге от выхлопных газов, резкий токсичный запах указывает на масляной характер дыма.

Первое, на что нужно обратить внимание, это увеличенный расход масла.

Первые симптомы:

  • расход в диапазоне от 0,4 до 0,5 л. на 100 км — синий дым из выхлопной трубы начинает появляться только при резком изменении нагрузок двигателя.
  • расхода увеличился до показателя от 0,8 до 1,0 л. на 100 км — сизый или синий дым появляется и в режиме стандартных нагрузок. В режиме повышенных оборотов дым становится сильно густым с отравляющим запахом.

На всех современных авто установлен каталитический нейтрализатор, который частично нейтрализует частицы масла в выхлопных газах, соответственно синева дыма будет минимальной, но это не значит, что двигатель работает в нормальном режиме.

Вовремя не выявленная проблема уменьшит срок службы катализатора.

Причины, по которым появляется дым из выхлопной трубы очевидны, это износ узлов и деталей ЦПГ, и, как следствие, проникновение масла в ненормированном количестве в цилиндры двигателя.

Это происходит:

  1. Через зазоры между направляющими втулками и стержнями клапанов;
  2. Через компрессионные и маслосъемные кольца.

В первом случае. Помимо износа указанных деталей стоит обратить внимание и на маслосъемные колпачки, неисправность которых также приводит к проникновению масла в камеру сгорания, и как следствие, образованию синего дыма.

Со временем колпачки становятся малоэластичными и не полностью выполняют свои функции. В итоге масло, стекая по клапанам, проникает в камеру сгорания. Спасти ситуацию сможет только их замена.

Между изношенными деталями очень хорошо проходит масло, особенно если оно разогретое и разжиженное.

По мере прогрева мотора жидкое горячее масло беспрепятственно попадает в цилиндры по увеличенным зазорам, чем и вызывается повышенная задымленность выхлопных газов.

ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ:  Замена ремня ГРМ Митсубиси Лансер 9 1.6

Способствует увеличению поступления масла в камеру сгорания перемещение автомобиля на холостых оборотах и при торможении двигателем.

Во впускном коллекторе, при обоих режимах передвижения, образуется разряжение, благодаря которому масло, под действием перепадов давления, стекает по стержням клапанов и собирается в выхлопной системе на стенках деталей.

По этой причине при открытия дроссельной заслонки, которое происходит в результате нажатия на педаль газа, в первые несколько секунд масляной сизый дым имеет ярко выраженную густоту.

Во втором случае. Износ гильз, поршневых колец, деформация поршня также может быть причиной масляного токсичного сизого дыма из выхлопной трубы.

Поршневые кольца.

Верхние компрессионные кольца воспринимают нагрузку не только при взаимодействии с гильзами цилиндров с наружной стороны, но и с торцов, под действием давления образовавшийся газов. В этих местах происходит их наибольший износ.

Кольца находятся в поршневых канавках, которым свойственно тоже изнашиваться – образуются большие зазоры. Это создает эффект насоса.

Изношенные верхние компрессионные кольца за счет эффекта насоса как бы подкачивают масло в цилиндры снизу—вверх, даже несмотря на то, что маслосъемные кольца находятся в исправном состоянии.

Неисправные маслосъемные кольца полностью не снимают масло со стенок гильз, в итоге последнее догорает в камере сгорания образуя токсичный масляной выхлоп.

Цилиндры.

Всем известно, что поршень останавливается в верхней и нижней мертвых точках.

Именно в районе ВМТ, там, где останавливается верхнее компрессионное кольцо, происходит сильный износ гильзы, так как в этой зоне происходит воспламенение топливной смеси и соответственно возникают большие нагрузки на детали.

В средней части, под действием внешних и внутренних факторов, цилиндр часто становиться овальным, а это уже отклонение от формы и нарушение качества герметизации. Поршневые кольца в данном случае ситуацию не спасают.

Если владелец авто забыл поменять масляной фильтр, то в результате плохой очистки в масле появляются абразивные частицы, которые попадая в пространство между гильзой и юбкой поршня повреждают их поверхности.

Возникшие царапины, даже при идеальном состоянии поршневых колец, способствуют проникновению масла.

Если автомобиль долго не эксплуатировался и не был законсервирован, как это положено при продолжительной стоянки, возможно появление коррозии на деталях ЦПГ (кольцах, поршнях, гильзах).

В таком случае на притирку и приработку деталей понадобится время, и то, результат вряд ли гарантирован. А вот повышенный расход масла и синий дым из выхлопной трубы гарантирован точно.

Не стоит рассчитывать на бездымную работу двигателя после его некачественного капитального ремонта.

Неоригинальные комплектующие, дефектные кольца, поршня, гильзы неправильной формы с грубой поверхностью, не могут гарантировать качественную приработку деталей. Экономить на таком ремонте не стоит.

Повышенное давление картерных газов и уменьшение компрессии первый признак износа деталей ЦПГ, а это значит, что скоро ждите появление синего дыма.

Но здесь есть важным момент, незнание которого может запутать при поиске причин появление синего дыма.

Так как в цилиндры поступает масло в увеличенном количестве оно хорошо герметизирует зазоры, образовавшиеся в результате износа деталей. Если зазоры небольшие, то показатели компрессии могут быть близкими к норме, что многих вводит в заблуждение.

Если износ деталей в двигателе незначительный, то будет наблюдаться следующая картина.

При запуске мотора на холодную из выхлопной трубы сначала появится дым синего цвета и по мере прогрева он начинает уменьшаться и в итоге пропадет.

Объясняется это тем, что между холодными деталями, которые пока еще имеют неправильную форму, образуются большие зазоры, по мере прогрева, детали приобретают нужную форму, занимают правильно места и зазоры уменьшаются.

Если детали ЦПГ изношены до предела, то ситуация будет другая.

Масло, по мере прогрева мотора, нагреваясь становиться менее вязким, поэтому оно свободно проникает в цилиндры.

Изношенные детали, даже после прогрева не будут плотно примыкать друг к другу, что не создает никаких препятствий для проникновения масла.

Поэтому по мере прогрева интенсивность выхода синего дыма из выхлопной трубы будет только усиливаться.

Другие возможные дефекты, которые не менее опасны:

  1. Детонация. Последствия – повреждение колец на поршнях, но чаще поломка перемычек между ними;
  2. Деформация юбок поршней – результат перегрева мотора, приводит к образованию увеличенного зазора между гильзой и поршнем. Деформированный поршень в результате перекоса уменьшает эффект от работы колец, понижается компрессия.
  3. Деформация шатуна – происходит в результат удара поршня по клапану, который не закрылся в результате обрыва ремня ГРМ. Гидроудара – как следствие проникновения в цилиндры воды или топлива. Результат тот же, что и в пункте 2.
  4. Пригорание колец и их залегание в канавках поршня. Причина – игнорирование рекомендациями производителя авто по использованию в двигателе определенной марки масла.
  5. Кольца завальцованы в канавках – причина, длительное неуправляемое зажигание, когда горючее в камере сгорания воспламеняется не от искры, а от другого перегретого источника (калильное зажигание). Как правило, происходит преждевременное воспламенение, которое приводит к чрезмерному давлению и повышенной температуре. Калильное зажигание может привести к еще большим неприятностям, чем завальцовывание колец и потеря их подвижности – раскол изолятора свечи и попадание его в цилиндр, задир или прогар поршня.

Читайте по теме: Ремонт поршневой группы, особенности, где лучше делать.

Как найти проблемный цилиндр

Вышеизложенные неисправности не возникают сразу во всех цилиндрах. Отыскать проблемное место несложно. Это можно сделать с помощью замера компрессии или путем анализа состояния свечи зажигания.

Также проблемный цилиндр может не функционировать, или выдавать мощность намного ниже возможной. Все это будет заметно на нестабильно работающем двигателе, особенно при запуске на холодную.

Как правило, проблемы в ЦПГ сопровождаются металлическими стуками, нехарактерными шумами, которые меняются в зависимости от прогрева двигателя, его эксплуатационных нагрузках, частоты вращения.

Негерметичность клапанов, их прогар, а также проблемы с зажиганием, способствуют повышенному расходу масла, которое вылетает через выхлопную трубу уже в виде синего дыма.

В такой ситуации, к примеру, по причине неисправной свечи зажигания отключиться один цилиндр. Опытные водителя называют такую ситуацию «Двигатель троит».

Признаком негерметичности или прогаром клапанов является появление бело—голубого дыма. В таком случае, чтобы отыскать цилиндр с проблемными клапанами необходимо осмотреть свечи зажигания.

ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ:  Каталог запасных частей ВАЗ 2170

Так свеча, на которой будет явно выраженный, возможно с наростами, черный нагар укажет на источник проблемы.

Дальнейшая диагностика подразумевает проверку компрессии. В таком цилиндре она будет либо отсутствовать полностью, либо компрессометр будет выдавать незначительные параметры, далекие до нормативных.

Экзотические дефекты

Вызвать синий масляной дым могут, казалось бы, нехарактерные дефекты, которые связаны с автоматической коробкой передач.

В коробках автомат, в которых предусмотрен вакуумный датчик нагрузки, иногда разрывается мембрана вакуумного модулятора.

В эту полость начинается поступать масло АКПП, а затем по вакуумной трубке, под действием разряжения, которое создают поршня двигателя, перетекать во впускной коллектор. Т.е. из коробки автомат масло попросту высасывается. Напомним, масло в ATF имеет красный цвет.

Перетекает масло, как правило, не во все цилиндры, а только в те, возле которых во впускном коллекторе технологически предусмотрен отбор вакуума.

Диагностировать проблему несложно. Выкручиваем свечи и находим залиты красной жидкостью.

Читайте больше: Как выяснить причины неисправности двигателя по цвету дыма из выхлопной трубы.

Дизеля

Цвет дыма из выхлопной трубы дизельного двигателя тоже может быть белым, сизым (синим) или черным.

Причины такого явления у дизелей очень схожи с бензиновыми двигателями, но так как принцип их работы частично отличается между собой, то и причины задымленности тоже могут быть разными или дополнять друг друга.

Черный или серый дым

Как мы уже знаем (смотрите выше), причиной черного дыма является переобогащение топливной смеси.

Но в дизелях такая смесь может образоваться не только в результате подачи избытка топлива, но и в результате малого поступления воздуха (кислорода) в цилиндры. Т.е. подается повышенный объем дизтоплива, несоразмерный с объемом кислорода.

Причины появления выхлопных газов черного цвета у дизелей:

  1. Износ форсунок (создают низкое давление впрыска, просто льют соляру в виде капель, а не тумана);
  2. Нарушена регулировка подачи топлива на ТНВД;
  3. Неисправен регулятор оборотов на ТНВД;
  4. Забился воздушный фильтр;
  5. Неправильная работа дроссельной заслонки (там, где она есть);
  6. Уменьшение тепловых зазоров во впускных клапанах (нарушена регулировка);
  7. Неправильная работа системы EGR (рециркуляции выхлопных газов);
  8. Неисправности турбокомпрессора;
  9. Неправильно выставлены метки топливоподачи и газораспределения.

Явным признаком нехватки воздуха в камере сгорания может быть темно–серый дым.

А выхлопные газы серого цвета сигнализируют обо всех выше перечисленных проблемах, только в меньшей степени. К примеру, воздушный фильтр не забит полностью, а только частично.

Синий (сизый) цвет выхлопных газов

Основные причины синего дыма у дизелей:

  1. Попадание масла в цилиндры;
  2. Поздний впрыск топлива;
  3. Низкая компрессия;
  4. Неисправности турбокомпрессора (износ уплотнений ротора, подшипников).

Причины попадания масла в цилиндры у дизелей аналогичны, как и у бензиновых двигателей, повторяться не будем.

Если появился поздний впрыск топлива, то причина проблемы находится в ТНВД, скорее всего он неисправен.

В результате естественного износа деталей топливного насоса высокого давления, а при неправильной его эксплуатации — ускоренного износа, период опережения впрыска топлива постепенно уменьшается.

В результате этого топливо не успевает смешаться с воздухом и нагреться (приготовиться), а, следовательно, оно не догорает в камере сгорания и в виде сизого (синего) дыма вылетает из выхлопной трубы. Сопутствующий признак – двигатель трясет при запуске.

Когда двигатель прогреется топливо в цилиндрах успевает нагреться и сгорает полностью, поэтому дым синего цвета через пару километров пути может исчезнуть.

Также стоит обратить на такую неисправность, как нехватка топлива в ТНВД. Проблема может возникнуть по причине забитого фильтра тонкой очистки топлива.

Тут стоит упомянуть про подпружиненный поршень таймера, с помощью которого регулируется поздний или ранний впрыск. Он находится непосредственно в ТНВД.

Суть в том, что нехватка топлива приведет к понижению давления в насосе, это уменьшит противодействие пружине, которая сместит поршень на поздний впрыск.

Это приведет к позднему впрыску топлива, тряске двигателя и появлению синего дыма из выхлопной трубы.

Если в цилиндрах низкая компрессия, то это будет влиять на формирование нужной температуры для воспламенения топлива. Ведь показатели температуры прямо пропорциональны создаваемому поршнем давлению, а последнее зависит от компрессии.

Температура будет ниже нормативной, а значит подаваемое вовремя топливо не будет воспламеняться.

Если, к примеру, два цилиндра в дизельном двигателе имеют хорошую компрессию, а два нет, то мотор, скорее всего, запустить удастся, но вот запуск будет сопровождаться огромным количеством сизого дыма.

Когда мотор прогреется цвет выхлопов нормализуется. Это произойдет потому, что на общем фоне работы двигателя температура во всех цилиндрах выровняется и станет достаточной для того, чтобы дизтопливо воспламенялось даже там, где компрессия слабая.

Читайте по теме: Разная компрессия в цилиндрах, что делать?

Неисправности турбокомпрессора тоже могут стать причиной появления из выхлопной трубы синего или сизого дыма. Выход из строя уплотнений ротора, износ подшипников позволяет проникать маслу во входной патрубок турбины.

Оттуда масло поступает в выхлопную систему, там догорает и выбрасывается наружу.

Выявить такую неисправность тяжело, так как внешне в первое время она себя не проявляет, но затем признаки, как говориться налицо.

Читайте по теме: Ремонт турбины своими руками.

Белый дым у дизеля

Тут ситуация схожа с бензиновыми двигателями, не стоит путать белый дым с паром.

Многие владельцы дизельных автомобилей путают сизые выхлопные газы с белыми.

Как отмечалось пунктом выше, сизый дым часто является следствием выхода из строя деталей турбины, и чтобы его определить, достаточно понюхать.

Основная же причина белого дыма у дизелей, это попадание охлаждающей жидкости в один или несколько цилиндров (чаще в один).

Практически все впускные коллекторы у дизельных моторов подогреваются охлаждающей жидкостью, выход из строя прокладки позволяет просочиться ОЖ в камеру сгорания.

Другие причины появления из выхлопной трубы белого дыма в дизелях идентичны бензиновым агрегатам, мы их повторим, но раскрывать полностью не будем (смотрите выше), это:

  1. Прогорание прокладки блока;
  2. Трещина в головке или самом блоке.

В последнем случае выход только один, провести замену головки блока. Но так, как новая деталь для современных иномарок может стоить от 1000 у.е., многие идут на компромисс и приобретают контрактные аналоги (бывшие в употреблении) привезенные из других стран.

Стоит такой вариант от 400 до 600 у.е. в зависимости от модели авто.

почему идет синий дым из выхлопной трубы

15 Января, 2017 / Статьи  Каждый автовладелец пользовавшийся новым автомобилем знаком с чувством абсолютного комфорта и спокойствия. Пока машина новая, хозяину не приходится беспокоиться ни о возможном крупном ремонте, ни о неожиданных поломках в пути, а все новые посторонние звуки или эффекты очень заметны для человека привыкшего к штатной работе автомобиля.  Поэтому, некоторым водителям доводилось замечать необычный сизый или синий дым из выхлопной трубы своего автомобиля. Поэтому, знание возможных причин и знание что необходимо делать — поможет избежать больших денежных и временных затрат. Мы постарались собрать наиболее полную информацию по причинам появления синего или сизого цвета выхлопных газов, которую легко запомнить и применить по назначению. Также, предлагаем ознакомиться с похожими статьями, которые помогут разобраться с причинами разного цвета выхлопного газа: почему идет черный дым из глушителя и белый дым из глушителя.    

 Почему появляется синий дым из выхлопной трубы

 Прежде всего, стоит обратить внимание на то, что разный цвет выхлопа из трубы, может означать разный тип поломки в системе двигателя внутреннего сгорания. Он может принимать густой и насыщенный белый цвет, черный или как в нашем примере синеватый. Так, густой белый дым может означать, что в камеру сгорания попадает антифриз или тосол из системы охлаждения мотора, а черный дым сигнализирует о нарушении пропорций топливной смеси. Синеватый оттенок дыма из выхлопной трубы может означать попадания масла в камеру сгорания, что в свою очередь, показатель изношенности поршневой группы.  Также, не нужно забывать о том, что в разных условиях работы автомобиля, выхлопные газы могут менять свой оттенок без всяких неполадок. Это зависит от температуры, степени прогретости, интенсивности работы мотора и даже влажности воздуха. Поэтому, судить о неисправности можно при изменении цвета выхлопных газов, только при работе двигателя в штатном режиме. К примеру, когда мотор полностью прогрет и работает на холостом ходу или под постоянной нагрузкой во время движения.  Перепроверить данную теорию можно легко. Всего лишь, необходимо следить за уровнем масла, а подтверждением неполадок, станет очевидный перерасход автомобильного масла и необходимость его регулярного долива. В таком случае, необходимо обратиться на станцию технического обслуживания, и чем скорее, тем меньше будет расходов на устранение неполадок.

 Интенсивность дымления и износ двигателя

 Многие опытные мастера, благодаря личному опыту и описаниям клиентов, могут установить точные причины и степень износа двигателя по насыщенности, интенсивности и оттенку дыма. Попытаемся описать некоторые основные параметры, опираясь на которые, можно будет сделать самостоятельные выводы.  Если описанные симптомы проявляются только на холодном агрегате, и при постепенном прогреве, синеватый оттенок уменьшается, а то и вовсе пропадает на полностью прогретом моторе, то можно не беспокоиться о серьезных проблемах. Это обусловлено тем, что слегка изношенные детали на холодном двигателе немного пропускают масла в камеры сгорания, но при нагреве, все металлические элементы расширяются и полностью перекрывают доступ масла. Это означает, что в прогретом состоянии, силовой агрегат работает в штатном режиме, и опасаться на данном этапе нечего. Но также, это может стать сигналом к будущему ремонту.  В том случае, если на прогретом автомобиле, интенсивное дымление не прекращается, а возможно и усиливается, то это признак серьезных проблем и необходимости срочного ремонта. В данном случае, металлические детали мотора сильно изношены, и расширяясь при нагреве не могут перекрыть доступ масла в цилиндры, а нагретое и более текучее масло легко проходит сквозь зазоры.  Также, все выше описанное не может применяться в обратном порядке. Если сказать по другому, то отсутствие определенного оттенка выхлопных газов. Не может гарантировать полной исправности мотора. Так как, многие современные автомобили комплектуются высокотехнологичными каталитическими нейтрализаторами. Данные элементы качественно фильтруют выхлопные газы и легко скрывают отход от нормы, но также, это может привести к быстрому износу или поломке нейтрализатора, который может стоить до 100 000 рублей (в зависимости от модели и марки автомобиля).  Поэтому, нельзя забывать о регулярном контроле уровня масла в двигателе автомобиля при помощи специального щупа. Сама процедура занимает около одной минуты, но может спасти от больших непредвиденных расходов на преждевременный ремонт автомобиля.  Также, не стоит сильно надеяться на диагностический метод при помощи проверки компрессии в цилиндрах двигателя. Считается, что в данной ситуации, она падает, а уровень давления картерных газов — возрастает. Но бывают случаи, когда масло эффективно перекрывает все зазоры, и копрессометр показывает уровень давления в абсолютной норме.

 Причины выхлопных газов синего или сизого цветов

 Любой человек, немного знакомый с конструкцией четырехтактного двигателя внутреннего сгорания знает, что масло может попасть в камеру сгорания только двумя путями. Для этого, маслу нужно просочиться через поршневую группу или клапана. Далее мы рассмотрим основные поломки связанные с данным явлением:  • Изменилась геометрия цилиндров;  • Износились или деформировались поршневые кольца;  • Внутри цилиндра образовались задиры (случается из-за недостатка масла или перегрева мотора);  • Износились маслосъемные колпачки на клапанах (самая частая причина увеличенного расхода масла);  • Не герметичность закрытых клапанов (из-за нагара или клапана были погнуты вследствие удара).  Далее, Мы постараемся детальнее рассмотреть некоторые поломки и пути их решения.

 Износ поршневых колец

 Данная неполадка случается довольно часто, и даже неизбежна при длительной эксплуатации мотора. Поршневые кольца или компрессионные кольца находятся в условиях постоянного трения в неблагоприятных условиях. Что приводит к их износу, но стоит отметить, что процесс этот очень длителен.  В таком случае, металлические кольца находящиеся на поршнях перестают выполнять свою функцию и начинают пропускать масло внутрь камеры сгорания. Или начинают работать по принципу насоса из-за переизбытка масла между стенками цилиндра и поршневыми кольцами, что приводит к интенсивному засасыванию масла через работоспособные маслосъемные колпачки.

 Деформация и дефекты цилиндров

 Также, в процессе эксплуатации изнашиваются не только поршневые кольца, но и сами стенки цилиндров. Из-за самого принципа движения поршня в двигателе внутреннего сгорания, поршень движется по одной оси, а цилиндр создает само направление движения, при этом, из-за коленвала, на стенки цилиндра действует постоянная нагрузка и увеличенная сила трения в двух направлениях. Поэтому, через определенный пробег двигателя, колодца цилиндров могут приобрести форму овалов. При этом. Такое изменение абсолютно не видно глазом, и диагностируется точными замерами на различной глубине цилиндра и в разных плоскостях.  Другим дефектом могут стать различные царапины и задиры на стенках цилиндра. Данные неприятные моменты могут появиться из-за присутствия твердых фракций в масле или топлива — это однозначный признак выхода из строя фильтров смазочных материалов или топливных фильтров. Или они могут образоваться после длительного простоя автомобиля. В таком случае, внутри цилиндров, на их стенках и на поршневых кольцах может образоваться коррозия, которая сработает в роли абразивного материала при запуске мотора.

 Выход из строя маслосъемных колпачков

 Прежде всего, не все себе представляют маслосъемный колпачок, где он находится и для чего служит. Поэтому, сначала определимся что это такое и разберемся в признаках и причинах поломки. Маслосъемные колпачки или в простонародье «мондавошки», устанавливаются на стержень клапана и служат для того, что бы не пропускать излишки смазочного материала через клапан, при этом смазывая их в достаточной мере. Сами колпачки изготавливаются из специальной маслостойкой резины с повышенной устойчивостью к износу и дополнительным усилением прижима в виде металлической пружины.  Со временем, из-за агрессивной среды и повышенной нагрузки при постоянном трении, резина из которой сделаны колпачки начинает разрушаться, из-за этого они теряют свои свойства и начинают пропускать масло. К счастью, замена колпачков не считается капитальным ремонтом и занимает относительно немного времени, и относительно лояльно относится к бумажнику автовладельца.

 Другие неисправности

 Один из редких случаев появления синего дыма — это неполадки в турбированных силовых агрегатах, связанных с самой турбиной. В данном случае, может износиться сальник переднего подшипника турбины или компрессора, что приведет к попаданию масла в камеру сгорания. Или может выйти из строя уплотнение турбины, в таком случае, с самим силовым агрегатом не возникнет никаких проблем, но диагностирование поломки крайне затруднительно, из-за того, что масло попадает в выхлопную систему и догорает попадая на стенки выходного картера или выхлопной трубы и догорает уже в них, выделяя синий дым.  Самый редкий случай ложного признака — это неисправность регулятора мембраны автоматической коробки передач, в случае присутствия вакуумного датчика нагрузки. При этом, эффект получается как при неисправности маслосъемных колпачков, вплоть до загрязнения свечей. Самостоятельно можно определить данную неисправность по специфическому запаху, так как запах трансмиссионного масла отличается от запаха масла для двигателя.

 Вывод

 В случае появления выхлопных газов синего или сизого цветов, то стоит немедленно разобраться в причинах этого и приложить максимум усилий для ликвидации неполадок. Длительная эксплуатация автомобиля с данными признаками приведет к большим расходам на дорогостоящее автомобильное масло, которое придется постоянно доливать, и может нанести большой ущерб другим элементам двигателя и автомобиля. Что повлечет за собой дополнительные дорогостоящие расходы на незапланированный ремонт автомобиля.

Элемент 223291 не найден.

Другие материалы на эту тему:

© 2007-2018 Продажа автомобилей, автоновости, каталог авто с ценами. Сетевое издание «CarsWeek» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 25 апреля 2017 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-69477. Учредитель: Богачков Сергей Григорьевич. Главный редактор: С. Г. Богачков. Электронная почта редакции: [email protected] Телефон редакции: +7-915-979-14-25.                                                                                                                                Использование материалов сайта разрешается только с установкой активной гиперссылки на CarsWeek.ru. 16+

Синий или сизый цвет дыма в выхлопе дизельного двигателя

Дизельный мотор может выпускать белый, синий и черный дым из выхлопной трубы, а также многочисленные оттенки этих цветов, которые отчетливо просматриваются в выхлопе. Если дизель дымит синим или сизым дымом «на холодную» и/или «на горячую», тогда вполне очевидна неисправность силового агрегата. Появление синего выхлопа дизеля зачастую говорит о двух проблемах:

  • нарушение эффективности распыла топлива;
  • в цилиндры дизельного двигателя попадает моторное масло;
Рекомендуем также прочитать статью о том, почему дизельный двигатель дымит белым выхлопом в режиме прогрева и после выхода на рабочую температуру. Из этой статьи вы узнаете о возможных неисправностях, на которые указывает белый дым дизеля.

Диагностика и локализация проблемы

В первом случае выхлоп синего цвета, едкий, имеет резкий запах. Причина заключается в том, что в цилиндре сгорает только хорошо распыленное дизтопливо. Капли несгоревшей солярки вылетают из выхлопной трубы в парообразном состоянии. Другая часть капель горит внутри цилиндра, но уже на самом поршне. Это вызывает сильный перегрев поршня, что может привести к его оплавлению или прогару.

Виновником неисправности оказывается топливная аппаратура дизельного двигателя. Зачастую проблема кроется в ТНВД и дизельных форсунках. Дымность сизым выхлопом в момент прогрева дизеля указывает на неисправность свечей накаливания или падение компрессии в цилиндрах.

Во втором случае выхлоп приобретает цвет от беловато-голубого до темного синего. Цвет выхлопа напрямую зависит от количества проникающего в камеру сгорания масла, режима работы ДВС и степени прогрева мотора. Запах выхлопа с большим количеством масла горелый, такой дым в воздухе рассеивается долго.

Отличить бело-голубой дым с примесями горелого масла от водяного пара в выхлопе поможет следующий способ. Достаточно приложить к выхлопной трубе прогретого дизеля лист белой бумаги. В результате на бумаге появятся пятна. Если пятна от воды, тогда они испаряются, не оставляя на листе явных следов. Жирные пятна будут свидетельствовать о наличии масла в выхлопных газах двигателя.

Появление масляного дыма сопровождается повышением расхода моторного масла. Во время работы ДВС на переходных режимах дым с примесями сгоревшего масла более густой. Катализатор (каталитический нейтрализатор) бензиновых моторов очищает выхлоп от масла даже при его большом расходе. На дизельных ДВС масляный выхлоп более заметен.

Синий дым: износ цилиндропоршневой группы

Наиболее частой причиной  того, что дизель дымит синим дымом, является износ цилиндропоршневой группы и деталей ГРМ. Попадание масла в камеру сгорания может происходить по причине увеличения зазоров поршневых колец, зазоров между стержнями клапанов и направляющих втулок.  Повреждения могут быть на гильзе цилиндров, возможно разрушение колец, поршневых канавок и т.д.

Наличие сильных зазоров в области поршневых канавок заставляют масло «всасываться» в камеру сгорания. Это происходит даже с учетом нормального состояния маслосъемных колец. Дополнительно может измениться форма цилиндра, что заметно снижает уплотнение посредством колец. Цилиндры могут приобрести форму эллипса, в результате чего появляются просветы. Износ ЦПГ вызывает потерю компрессии, также повышается давление картерных газов. При замере компрессии необходимо учитывать, что масло в цилиндрах способно уплотнить зазоры. Получается, компрессия в неисправном цилиндре будет завышена. Для получения точных результатов оценки компрессии и состояния ЦПГ необходимо соблюдать ряд определенных требований.

Если ЦПГ изношена не сильно, тогда синий дым отчетливо виден в процессе прогрева мотора. После выхода на рабочую температуру интенсивность дымления снижается или синий дым дизеля полностью исчезает. Это объясняется расширением деталей в результате нагрева, что и вызывает уплотнение зазоров. Примером является то, что дизель плохо заводится «на холодную», но повторный горячий пуск происходит без проблем.

Сильный износ ЦПГ вызывает более активное дымообразование «на горячую». Разогретое масло становится менее вязким и легко попадает в цилиндры ДВС, а тепловое расширение деталей цилиндро-поршневой группы уже не способно компенсировать слишком большие зазоры.

Расход масла увеличивается в результате поломки перемычек между поршневыми канавками. К увеличению расхода моторного масла приводит разлом колец в результате износа или перегрева дизеля. Использование масла низкого качества  и несвоевременная его замена приводит к залеганию поршневых колец. Кольца «залипают» в канавках поршня, при этом полностью теряется их подвижность.

Выявить попадание масла в цилиндры по причине износа ЦПГ помогают прямые (перерасход масла) и косвенные признаки. Ко второй группе относятся: появление шума от работы мотора, проявляются различные стуки со сменой оборотов и нагрузки на двигатель, интенсивность дымления синим или сизым дымом по мере прогрева двигателя меняется, заметна нестабильная работа дизеля при запуске «на холодную».

Неисправности ГРМ и другие причины сизого выхлопа

Масляный дым и увеличение расхода масла также могут быть связаны с ГРМ:

  • прогар или разрушение тарелки клапана;
  • износ стержней клапанов и направляющих втулок;
  • имеются дефекты маслосъемных колпачков;

Ответить на вопрос, почему дизель дымит синим дымом после прогрева, можно с опорой на разжижение масла после роста температуры ДВС. В процессе работы мотора на холостых оборотах и в момент торможения двигателем  масло стекает по стержням клапанов, образуется пленка на деталях, наблюдается его скопление в системе выхлопа. Когда водитель нажимает на газ, из выхлопной трубы резко появляется густое облако синего масляного выхлопа.

Неисправности в процессе топливоподачи (ранний угол опережения впрыска) или отсутствие должной герметичности клапанов также может стать причиной появления синего выхлопа дизельного двигателя. Прогар клапана заставляет выхлоп приобретать цвет бело-голубого. Указанный дефект с клапанами выявляется благодаря сильному снижению компрессии в неисправном цилиндре. Свечи накала дизеля также могут покрываться черным нагаром и отложениями, что дополнительно укажет на эту проблему.

Дизельный двигатель с турбонаддувом (турбодизель) также может иметь повышенный расход масла и синий дым в результате проблем с турбокомпрессором. Такое происходит в результате износа подшипников, нарушения уплотнений ротора и т.п.

Неисправности турбины могут напоминать по симптомам проблему с маслосъемными колпачками. Для достоверности необходимо осмотреть патрубки турбокомпрессора на предмет наличия масла. Проблемы с уплотнением турбокомпрессора выявить сложнее, так как масло попадает в систему выхлопа, где происходит его догорание.

Другими причинами синего выхлопа может быть нарушенная вентиляция картера, пропуски воспламенения в цилиндре. Синий выхлоп зачастую сопровождается потерей тяги дизельного двигателя, атмосферный или турбодизель может иметь обильную течь сальников и т.д.


Смотрите также