(495) 766-86-01603-971-803
Мы работаем по выходным - тел. 8-926-197-21-13
 

Труба иерихонская значение


«Иерихонская труба» - значение и происхождение фразеологизма

Филолог, кандидат филологических наук, поэт, член Союза писателей России. Дата публикации:06.02.2019

Голос, который сравнивают с легендарными трубами Иерихона, дан в дар не каждому. Если необычное сравнение прозвучало в ваш адрес, задуматься стоит: у фразы явно недоброжелательный оценочный оттенок. Зато происхождение выражения связано с библейскими преданиями, овеяно героической славой. Чем же возвеличили себя эти музыкальные инструменты, и что означает выражение «иерихонская труба» в наши дни?

Значение фразеологизма

С иерихонской трубой обычно сопоставляют нечто очень громкое, мощное, производящее резкий, иногда разрушительный звук. Кричать, как иерихонская труба, – значит «изо всех сил, оглушительно». С этим устойчивым словосочетанием также употребляются глаголы «орать», «реветь», «гудеть», «звучать».

Представьте ситуацию. Весенним вечером, затеяв очередной футбольный матч, мальчишки на весь двор зовут своего приятеля:

— Лёшка! Выходи!

Вместо Лёшки в окне показывается бабушка:

— Ну, чего разорались, как иерихонские трубы? Будет вам Лёшка! Английский доделает – и выйдет.

Или другой случай. В автобусе парень спрашивает стоящую перед ним старушку, выходит ли она на следующей остановке. Та несколько раз переспрашивает, что ему нужно. Боясь не выйти в нужный момент, молодой человек кричит на весь салон:

— На проспекте имени Ленина – выходите?!

— Да что ты шумишь, что шумишь? – возмущается пожилая леди. – Ровно труба иерихонская! Не выхожу я.

Происхождение фразеологизма

Как многие другие фразеологизмы, идиома «иерихонская труба» пришла к нам из Ветхого Завета. Она родилась во времена пророка Моисея и сорокалетнего странствия евреев по пустыне.

Ведя освобождённых из египетского плена соотечественников в Землю Обетованную, пророк не раз слышал жалобы на голод, жажду усталость. Многим казалось, что они никогда не увидят цели пути. Скитания по жестокой земле казались людям непосильными. Так отсеивались слабые, оставались сильные и верные. За это время не стало пророка Моисеея, вместо него предводителем избранного народа стал Иисус Навин.

И вот на пути в Палестину им встретился город Иерихон. Шесть дней осаждало неприступную крепость еврейское войско. Наконец, во сне Иисусу Навину открылся способ разрушить город. Всё было исполнено по увиденному: народ подошёл к стенам крепости плотным кольцом, сохраняя полное молчание, а впереди шагали первосвященники, несшие Ковчег Завета. У них были в руках трубы. По команде, резко глашатаи принялись дуть в трубы – и стены крепости в одночасье рухнули!

С точки зрения современных археологов, такое нельзя назвать невозможным. Изучив развалины древнего города, установили, что массивные крепостные стены действительно разрушились одномоментно, самое большее — в течение нескольких часов.Вот какова была сила священных иерихонских труб!

Синонимичные выражения

Считать эту силу благотворной или разрушительной – решать вам, но у выражения «иерихонская труба» есть крылатый синоним: «трубный глас». Значение последнего однозначно положительное, хотя история его появления связана с тем же иерихонским эпизодом. А за «иерихонской трубой» закрепился оттенок упрёка, досады (дескать, слишком громко!). По-русски можно сказать и так:

  • львиный рык;
  • реветь белугой;
  • орать дурниной;
  • кричать во всю Ивановскую;
  • орать во всю околоицу;
  • во всё горло;
  • во всю глотку.

Услышав душераздирающий крик, англичане произнесут фразу:

  • shout at the top of one’s voice(англ.) – орать во весь голос.

Чтобы узнать, что скажут представители других национальностей, попробуйте приехать в незнакомый город и провозгласить что-нибудь в громкоговоритель под окнами жилого дома в 5 часов утра.

Это, конечно, шутка, вредный совет. Ведь мы не библейские изгнанники, желающие увидеть Землю Обетованную, а барабанные перепонки наших ближних – не стены древнего Иерихона. Напрасно надрываться не стоит: самые главные слова произносятся тихо, почти шёпотом.

na-dostupnom.ru

Что означает выражение Иерихонские трубы

22 марта 2017 | Категория: Палестина

Фразеологизм «иерихонская труба» довольно часто употребляется в разговорной речи. Сегодня можно услышать фразы «перестань орать, как труба иерихонская» или «что ты разорался, как иерихонская труба». На такие слова не стоит обижаться, лучше воспринять их с улыбкой. Особенно если ознакомиться со смыслом данного крылатого выражения и узнать, что такое Иерихон.

История из Библии о происхождении фразеологизма

Библейская история, в которой рассказывается о том, как Моисей целых 40 лет путешествовал с израильским народом по пустыне, известна многим. Люди систематически проявляли своё недовольство то малым количеством провизии, то нехваткой воды. Это свойство объяснялось тем, что народ Израиля еще не полностью оправился от рабства Египетского. Даже поведение людей было похоже на рабское. Постоянные бунты и возмущения по любому поводу сопровождали пророка Моисея на протяжении всего времени похода.

По прошествии определенного количества времени израильский народ вымер в пустыне, а их потомство набралось мужества, чтобы ступить на Землю Обетованную. Скончался и пророк Моисей, успев завещать Иисусу Навину запастись силой и мужественностью и войти с людьми в Ханаан. Вскоре, прибегнув к помощи разведчиков, Навин приблизился к городу Иерихон. Город, похожий на огромную крепость, имел хорошее укрепление и высокие стены.

Бог заверил Иисуса Навина в том, что он сможет одержать победу, но план Господа по ведению осады города казался несколько странным. Народ должен был в течение семи дней обходить Иерихон. Вооруженная армия шла впереди, а за ней направлялись священники в количестве семи человек, каждый их которых обладал трубой. За Священством шли все остальные представители мужского пола.

Священники трубили в семь труб, а когда Иисус подал знак – народ громко воскликнул во всю мощь и иерихонские стены обрушились. Армия Навина смогла ворваться на территорию Иерихона и завоевать его. Отсюда и пошло выражение «иерихонские трубы».

Мнение современных ученых

Доктор Брайен Вуд, работающий в университете Торонто, не так давно выставил в свет результаты раскопок, которые проходили именно на месте расположения древнего Иерихона. Вуд и другие исследователи осуществили подробный радиоактивный анализ, а также прибегали и к другим не менее тщательным методам анализа. Результаты научных опытов показали, что город на самом деле обладал мощными стенами высокой прочности, которые были разрушены почти в одно и то же время. Вот и сила «иерихонской трубы».

Вполне возможно, что огромное количество людей, которое закричало в унисон, способно было вызвать колебания звука, резонирующее с частотой высоких стен. Именно это и повлияло на их падение.

В наше время выражение «иерихонская труба» означает очень сильный, громкий голос.

archeonews.ru

Что означает выражение «Иерихонская труба»

Осада Иерихона

Достаточно интересный фразеологизм «иерихонская труба» можно услышать от людей. К примеру, если говорят, что «хватит орать, как иерихонская труба» или «что ты орешь, как иерихонская труба», то не надо обижаться, а наоборот — воспринять это с чувством юмора. Но это в том случае, если человек знает смысл выражения иерихонская труба. В самом начале необходимо знать, что или кто такой Иерихон.

Иерихон – это город, осаждаемый Иисусом Навиным, описанный в книге Иисуса Навина. Но на самом деле это город, находящийся в северной части Иудейской пустыни в семи километрах от реки Иордан. Смысл, почему Иерихонская труба теперь понятно. И почему никакая другая труба тоже понятно. Далее разберем, почему именно труба , а не другой инструмент.

Так вот вернемся в книгу Иисуса Навина и откроем главу шестую. Из нее можно увидеть, что Господь дал подсказку Иисусу Навину, как взять город Иерихон. Подсказка заключается в том, что все способные к войне люди должны были обходить по одному разу в день данный город и делать это в течении шести дней подряд, а семь священников должны идти перед ковчегом и трубить в семь труб юбилейных. После этого, на седьмой день, Иерихон должны были обойти семь раз и также трубить в трубы. А когда затрубит юбилейный рог, то весь народ в один момент должен воскликнуть громким голосом. И после этого должна обрушиться стена Иерихона.

Т.е. Смысл заключается в том, что от сильного голоса народа и труб Иисуса Навина, обрушилась стена Иерихона и люди без препятствий вошли в город. Поэтому и говорят «орешь, как труба Иерихонская», т.е. разговариваешь или орешь очень громко и сильно.

Может быть и не правильно будет выражение Иерихонские трубы. Ведь они не были изготовлены в Иерихоне, а просто применены в осаде города.

Из этого должно быть понятно, что выражение труба Иерихонская означает не что-то оскорбительное, а наоборот. А если так говорят, то гордитесь своим сильным голосом, способным обрушить стену крепости.

Что означает?

1. Выражение «перейти рубикон»?

chtooznachaet.ru

Иерихонская труба значение фразеологизма - Радио ВЕРА

Взятие Иерихона. Жан Фуке (1420–1480).

Например, слишком громком голосе или шуме. Но откуда же взялись эти иерихонские трубы, и что они из себя представляют?

Вот как их история описана в Библии.. После смерти Моисея, который вывел евреев из Египта, вождем народа стал Иисус Навин. К тому момент после сорока лет скитаний в пустыне, пришла пора завоевывать Землю Обетованную.

Первое, что повелел Бог через Своего нового пророка, это перейти реку Иордан в окрестностях могучего, в то время города Иерихона. Город этот был окружен неприступными каменными стенами, что говорило о его богатстве и значимости. Через него шли караваны в Египет, в Сирию и другие страны. Иерихон был ключом ко всей Палестине.

Бог сказал Иисусу Навину, что отдает этот город в его руки. Но Иерихон еще предстояло захватить. Как же быть со стенами? Штурм таких укреплений для евреев был делом невозможным. Но Бог сказал Иисусу Навину, что нужно делать. И вот, по приказу пророка священники понесли вокруг Иерихона главную святыню народа — Ковчег завета, хранивший в себе скрижали с десятью заповедями. Перед ковчегом шли священники с ритуальными трубами, а за ковчегом все еврейское войско, которое насчитывало около сорока тысяч человек. Шесть дней такая процессия обходила Иерихон. А на седьмой день, священники стали дуть в ритуальные трубы. Семь раз под звуки труб израильское войско обошло город. А затем, по сигналу ритуального рога, разом громко воскликнули сорок тысяч воинов. В этот миг стены рухнули,  и евреи вошли в Иерихон.

Вот что говорит Библия о иерихонских трубах. И теперь, спустя много тысяч лет, образ иерихонской трубы сохранился в нашей речи. Так говорят о громком звуке, которого могут рухнуть даже стены.

radiovera.ru

📌 Труба иерихонская - это... 🎓 Что такое Труба иерихонская?

  • Иерихонская труба — см. Труба иерихонская. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 …   Словарь крылатых слов и выражений

  • Иерихонская труба — Книжн. Экспрес. Очень громкий, трубный голос. То то, я смотрю, лицо знакомое, а главное: голос труба иерихонская. Ни у кого больше не встречал такой медной глотки! (А. Степанов. Семья Звонарёвых). От названия города Иерихон, необыкновенно прочные …   Фразеологический словарь русского литературного языка

  • иерихонская труба — 1) Об очень громком голосе; об оглушающем крике. 2) О человеке с таким голосом. Тише ты, труба иерихонская! Из библейского рассказа об осаде израильтянами г. Иерихона, неприступные стены которого чудесным образом разрушились от звука труб их… …   Словарь многих выражений

  • труба —   Вылететь в трубу (разг. шутл.) обанкротиться, сделаться несостоятельным.     Сумел потрафить с рублем будешь; не сумел в трубу вылетел. Салтыков Щедрин.   Дело труба (простореч.) очень плохо, скверное положение.     Убедиться, что дело труба.… …   Фразеологический словарь русского языка

  • ТРУБА — трубы, мн. трубы, жен. 1. Длинный, пустотелый, обычно круглого сечения предмет (преимущ. для провода чего н.). Труба водопроводная. Труба водосточная. Труба воздухопроводная. Печная труба (пустой внутри кирпичный столб над печью для выхода дыма) …   Толковый словарь Ушакова

  • Труба (значения) — Труба: Труба (музыкальный инструмент) Иерихонская труба Труба (изделие)  промышленный продукт используется в трубопроводном транспорте. Дымовая труба  строительная конструкция Труба (сленг) современное (начало XXI века) жаргонное обозначение… …   Википедия

  • труба — ы; мн. трубы; ж. 1. Длинный полый предмет, обычно круглого сечения, предназначенный для провода жидкости, пара, газа и т.п. Водосточная т. Канализационная т. Самоварная т. Печная т. Трубы газопровода. Сварные трубы. Трубы заводов.… …   Энциклопедический словарь

  • ТРУБА — Иерихонская труба. Книжн. Громкий, трубный голос. /em> Восходит к библейскому мифу. БМС 1998, 574; БТС, 1347; ФСРЯ, 482. Нетолчёная труба. Разг. Устар. О большом скоплении народа. /em> Нетолченая от толочить торить, прокладывать путь. БМС 1998,… …   Большой словарь русских поговорок

  • труба́ — ы, мн. трубы, ж. 1. Длинный полый предмет или устройство, обычно круглого сечения, предназначенные для провода жидкости, пара, газа и т. п. Водосточная труба. Трубы парового отопления. Канализационная труба. Самоварная труба. □ Задымились трубы… …   Малый академический словарь

  • труба — I см. труба кому чему в функц. сказ.; разг. Гибель, конец. Нужно бежать, иначе труба/. Засуха, урожаю труба/. Дело труба/. (очень плохо) II ы; мн. тру/бы; ж …   Словарь многих выражений

dic.academic.ru

Иерихонская труба

Иногда можно услышать интересное выражение: «Хватит кричать, как иерихонская труба»; «Что ты вопишь, словно иерихонская труба». Если разобраться в происхождении этого фразеологизма, то, может оказаться, что не такой уж он и обидный.

***

Словосочетание «иерихонская труба» берет начало в Ветхом Завете, в Книге Иисуса Навина. В ней рассказывается о том, каким необычным способом был взят евреями древний город Иерихон, который в конце второго тысячелетия до н.э. являлся столицей одного из Ханаанских царств.

Иерихон был окружен очень крепкими стенами (по оценкам археологов – толщиной от 1,5 до 4 метров) и считался неприступной крепостью. В Библии рассказывается о том, как иудеи под предводительством Иисуса Навина, возвращаясь из Египта, осадили этот город, закрывавший дорогу в Палестину.

Осада длилась шесть дней. Господь дал Иисусу Навину необычный план захвата Иерихона. Бог велел, чтобы все войско шесть дней по одному разу молча обходило город, а семь священников при этом должны были идти перед Ковчегом завета и трубить в семь юбилейных труб. Такой странный военный маневр привел осажденных противников в недоумение, но самое удивительное было еще впереди. На седьмой день иудеям по повелению Господа необходимо было обойти Иерихон семь раз за день и так же трубить в трубы. А после того, как город будет обойден иудеями семь раз и затрубит самый звучный юбилейный рог, то весь народ в один момент должен вскрикнуть.

***

Вот как описывается это событие в шестой главе книги Иисуса Навина: «Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул громким голосом; и обрушилась стена города до своего основания, и народ пошел в город, каждый со своей стороны, и взяли город» (Нав.6:19).

Так произошло чудо, вошедшее в историю человечества: от сильного звука священных труб и голоса людей неприступные стены разрушились и упали. Войско Иисуса Навина беспрепятственно захватило побежденный Иерихон.

***

Из этой библейской истории становится ясно, что выражение «труба Иерихонская» означает не что-то оскорбительное, а совсем наоборот. Если так говорят, то можно гордиться своим сильным голосом, способным обрушить стену крепости.

cgazeta.ru

Иерихонские трубы

Тот, кто держит путь из Иерусалима на восток, после тяжелого горного перехода попадает в долину Иордана, туда, где река впадает в Мертвое море. Приблизительно в двух часах пути к западу от Иордана лежит бедная деревня Риха (Эр-Риху) с греческим монастырем и развалинами башни, воздвигнутой крестоносцами.

Близ этой деревни расположен оазис. Когда-то в древности он напоминал пышно разросшийся в тропическом климате долины сад с многочисленными пальмами и благоухающими кустами. Там, у одного из источников, раскинулся «город пальм» — Иерихон.

Если идти к городу с востока, надо перейти Иордан, который протекает близ Иерихона.

Об этом говорится в Ветхом завете, в 4-й главе книги Иисуса Навина, где описывается чудо, сотворенное богом, который во время бегства израильтян из Египта заставил отступить воды Иордана: «Ибо Господь Бог ваш иссушил воды Иордана для вас, доколе вы не перешли его…»

Потом свершилось второе чудо перед Иерихоном. Иерихон был крепостью, загораживавшей вход в Северную Палестину. Чтобы добраться в Палестину и осесть там, надо было взять Иерихон.

Как удалось взять этот могущественный город, рассказывает 6-я глава книги Иисуса Навина. Иерихон с его мощными стенами нельзя было взять силой оружия. Здесь могло помочь только чудо — священные трубы, от звука которых обрушились стены города, и «ковчег господний», который в течение семи дней носили вокруг Иерихона, пока город не попал в руки детей Израиля.

В тысячелетней истории войн и разнообразных осад, пережитых человечеством, нет ни одного случая, который можно было бы сравнить с осадой Иерихона, хотя, согласно легендам, часто бывало, что боги благословляли оружие завоевателей.

Уже только из-за своих оборонительных стен Иерихон представляет интересный объект для археологических исследований.

В 1907 и 1909 годах профессор Эрнст Зеллин вместе с группой немецких археологов и архитекторов раскапывал у Аин-эс-Султана развалины Иерихона. Само собой разумеется, что главное внимание было направлено на тщательное исследование таинственных стен. Архитекторы измерили эти удивительные городские стены и стали искать те слабые места кладки, которые могли разрушиться.

Толщина наружной стены приблизительно 1,5 метра, внутренней даже 3,5 метра. Расстояние между этими циклопическими стенами примерно от 3 до 4 метров.

Неужели же такие стены могли упасть?

И всего только от трубных звуков, заклинаний при помощи «ковчега господня» и магического числа семь?

Даже самая богобоязненная душа не сможет подавить в себе известные сомнения по поводу такого вмешательства бога в военные действия. Уж тем более не верили в это археологи, которые принялись за методические исследования с рулеткой в руках и с профессиональным скепсисом в душе.

Результаты исследования показали, что стены в Иерихоне упали на самом деле. Это подтверждали огромные трещины и обвал больших частей внешних стен наружу, а внутренних — внутрь.

Значит, все-таки чудо!

При этом не имеет большого значения, разрушило ли стены гигантское землетрясение в долине Иордана у Мертвого моря, как считают современные архитекторы.

Но когда?

Когда же произошло это землетрясение?

План раскопок Иерихона в районе Аин-эс-Султан. Пунктиром обозначены раскопки, ведущиеся с 1930 года.

Решением этого вопроса интересовались не только знатоки библейской хронологии, но также геологи, историки и, конечно, археологи. И здесь надо прямо сказать, что мнения по этому важному вопросу расходятся.

Одни ученые считают, что речь должна идти о сильных сотрясениях земли в XV веке до н. э., другие же убеждены, что это случилось в XIII или XII веке до н. э., то есть как раз в то время, когда, согласно Библии, дети Израиля перешли через Иордан и увидели, как разрушались стены Иерихона.

С тех пор очень многие пытались объяснить, что представляли из себя стены Иерихона. Библейская легенда известна. Именно она и побудила английских, американских, австрийских и немецких ученых вступить в спор о том, могли ли эти стены упасть именно в тот момент, когда дети Израиля переходили Иордан. Зеллин и Ватцингер решительно отвергли предлагаемую ранее датировку этого события, выдвинув новые соображения, отвечавшие в какой-то степени потребностям теологии.

Между тем нам представляется, что не так уж важно, упали ли стены Иерихона на сто либо даже на двести лет раньше или на сто лет позже. Так или иначе, но Иерихон попал в руки детей Израиля благодаря измене. А поскольку в этом нетрудно увидеть «божественное предначертание», то нельзя обвинять хрониста в том, что он приписал его действию и таинственное землетрясение, которое, конечно, еще более выразительно передает волю бога, чем простая измена.

Библия вовсе не отрицает, что измена могла иметь здесь место. Более того, в ней подробно описывается, как господь пощадил предательницу блудницу Рахав и ее семью, тогда как все жители Иерихона вместе со своим скотом были уничтожены: «мужчины и женщины, молодые и старые, овцы и ослы». Чудо в Иерихоне бледнеет таким образом перед теми методами завоеваний, которые велись в древности.

Немцы покинули холм Иерихона (высотой 30 метров), состоящий из перемешанных с землей черепков и обломков кирпича. Они знали из Библии, что Иерихон был позднее вновь восстановлен и что Хиль из Бет-Эля замуровал в качестве жертвы в стены новой постройки двух своих сыновей — самого старшего и самого младшего. Потом холм над бывшим «городом пальм» снова погрузился в ленивый сон.

В 1918 году его внезапно разбудили. На английском фронте у Иерихона случайная турецкая граната, разорвавшись на холме, обнажила надпись. Воспользовавшись этим, после окончания первой мировой войны доминиканцы из Библейской школы в Иерусалиме раскопали здесь израильскую синагогу.

С интересом раскрыли доминиканцы сохранившийся, хотя и в сильно поврежденном виде, мозаичный пол древней синагоги. В центре мозаик находился круг, в котором были изображены животные, пророк Даниил во рву со львами и другие сюжеты из библейской мифологии.

По обе стороны от средних дверей на мозаичном полу изображены два огромных животных. Обращенные головами к входу, они как бы сторожили древнюю израильскую святыню. Это были знаменательные фигуры — лев и бык. Никакими словами нельзя было бы яснее выразить ту связь, какая существует между этими изображениями и древнейшими культурами Месопотамии. Через два-три тысячелетия после львов и быков Ассиро-Вавилонии символический образ луны появляется в мозаике синагоги Иерихона. И это почти через два тысячелетия после ритуальных плясок вокруг золотого тельца: ведь синагога была построена в VI веке н. э.

Обезглавленные скелеты

В 1929–1930 годах англичанин Джон Герстенг вновь занялся раскопками Иерихона. Продолжались они в течение многих лет. В 1935–1936 годах Герстенг натолкнулся на самые нижние слои населения каменного века. Он обнаружил культурный слой старше V тысячелетия до н. э., когда еще не знали глиняной посуды — горшков, чаш и кувшинов. Но люди этого времени уже вели оседлый образ жизни, они жили сначала в круглых, а потом и в прямоугольных домах.

Глиняные полы в домах были тщательно выровнены. Иногда их красили и полировали. Стены уже выкладывали из кирпича и утрамбованной земли. В одном из этих доисторических слоев Иерихона обнаружили своего рода парадный зал с шестью деревянными столбами. Наверное, это был храм — примитивный предшественник будущего святилища. Внутри этого помещения и в непосредственной близости от него археологи не нашли предметов домашнего обихода, зато обнаружили многочисленные глиняные фигурки животных — лошадей, коров, овец, коз, свиней и пластические модели мужских половых органов.

Нет никаких сомнений в том, что древнейшее население Иерихона, которое не пользовалось глиняной посудой, уже умело лепить из глины фигурки животных и другие изображения. Можно вполне реально себе представить, как одному из создателей такой скульптуры в один прекрасный день пришла в голову мысль слепить из того же материала чашу или горшок для еды и питья.

В одном из доисторических слоев Иерихона были найдены также групповые скульптуры мужчин, женщин и детей в натуральную величину. Для изготовления их использовалась похожая на цемент глина, которая намазывалась на тростниковый каркас. Фигуры эти были еще весьма примитивными и плоскостными: ведь объемному пластическому искусству предшествовали в течение многих веков наскальные рисунки или изображения на стенах пещер. Найденные фигуры показывают, какой большой интерес проявлял доисторический человек из Иерихона к чуду зарождения жизни и созданию семьи: это было одним из первых и самых сильных впечатлений доисторического человека. Понятно, что эти впечатления он перенес потом на представления о богах и их семьях.

После окончания второй мировой войны англичане снова в течение нескольких лет вели раскопки в Иерихоне. В 1953 году Катли Кэньон руководила экспедицией, с деятельностью которой связаны дальнейшие открытия в этом «древнейшем городе мира». Для участия в раскопках, становящихся все более и более интересными, англичане пригласили немецких антропологов, работавших там несколько лет. Ученые выяснили, что люди, жившие в Иерихоне приблизительно 8–10 тысячелетий назад, вели в этом райском краю полную опасностей исключительно тяжелую жизнь, и средний возраст их не превышал 20 лет.

Правда, этот средний возраст объясняется высокой детской смертностью. Но и взрослому человеку, который избежал тысячи опасностей в детском возрасте, также угрожала ранняя смерть. Только немногие из них доживали до 40–45 лет. Людей старше в Иерихоне, очевидно, вообще не было.

У этих людей были полностью изношены зубы — следствие грубой пищи, состоявшей из круп и стручковых плодов, растертых в каменных ступах. Люди уже не способны были пережевывать пищу и, очевидно, медленно шли навстречу смерти. При этом бросается в глаза, что в древнейших могилах Иерихона за 6500 лет до н. э. большей частью находили скелеты без головы. Черепа отделяли от трупов и хоронили отдельно.

Культовое отрубание головы и охота за головами известны во многих частях света и встречаются вплоть до нашего времени. Здесь, в Иерихоне, археологи стояли, по-видимому, у источника этого культа.

Почему восемь — десять тысяч лет назад у трупов отделяли головы и хоронили их отдельно? Этот вопрос очень интересен, и не следует проходить мимо него.

Делали ли это опять-таки потому, что подражали происходящему на небесах?

Не потому ли, что и луна постепенно изо дня в день убывает, до тех пор пока вся ее «голова», все «лицо» полностью не исчезнет?

Явления обезглавленной и ущербной луны наблюдаются на земле так часто, что трудно отрицать возможность появления подобных мыслей.

Почему же возникло это подражание?

Почему понадобилось отрезать мертвым людям головы, как отрезают «голову» луне на небесах?

Какую цель преследовало это подражание?

Все дело в том, что отрезанная «голова» луны возрождается вновь. Из месяца в месяц луна начинает свою новую жизнь. Почему же не должна вечно повторяться жизнь человека?

Почему же человек не должен воскреснуть так же, как воскресает луна?

Могли ли древнейшие жители Иерихона 6500 лет до н. э., будучи мыслящими существами, вынести свою короткую жизнь, если бы у них не было этой надежды?

Были ли это Содом или Гоморра?

Недалеко от Иерихона, в восточной части долины Иордана, у загадочного холма щебня, который местные жители называли «Телль-эйлат-Хассул», начиная с 1930 года по поручению Папского библейского института вела работы группа известных археологов.

Первые же раскопы показали, что на этом месте погребен древнейший город, который был, по-видимому, старше Иерихона.

Здесь были обнаружены сосуды, украшенные рельефными изображениями женских грудей или змей. Змеи, казалось, пили из сосудов.

В наиболее глубоко расположенных слоях, которым, наверное, не менее шести тысяч лет, на гладковыбеленной стене сияла огромная звезда с восемью чередующимися красными и черными лучами. Это, видимо, и была та самая звезда, которая уже сияла на пороге исторического времени в шумерской Месопотамии, и была знаком богини Инанны — Иштар или олицетворяла божество вообще. Звезда в Хассуле являлась центром большой композиции, которая, к сожалению, почти не сохранилась. Вокруг нее, очевидно, был изображен какой-то орнамент из переплетенных змеиных тел и глаз.

И опять исследователей волновал вопрос о времени этих находок. Археологи тщательно сравнивали отполированные кремневые топоры и многочисленные черепки с материалами ранней сирийской культуры из Телль-Халафа и египетской культуры IV тысячелетия до н. э. Потом они присвоили культурному слою Хассула с его восьмилучевой звездой наименование «хассулского» и определили его возраст приблизительно V или VI тысячелетием до н. э.

Когда арабские рабочие откопали обломки керамики, на которых виднелись процарапанные знаки, ученые заволновались. Сразу же появились лингвисты, которые набросились на заинтересовавшие их своеобразные надписи. Затем стали допрашивать арабов до тех пор, пока они, совершенно растерявшись, не признались, что сами нацарапали эти знаки на найденных черепках, чтобы получить особенно большой бакшиш. Археологи должны учитывать и такие случайности. Но тем точнее они смогли потом установить, что Хассул находился на очень высоком уровне культуры, когда в начале бронзового века он был уничтожен огромным пожаром. Этот пожар возник примерно в XX веке до н. э. и буквально превратил весь город в пепел, прекратив тем самым историю Хассула, города, настоящее имя которого пока еще не определено. Со времени пожара на этом месте никто больше не жил. Прошедшие с тех пор четыре тысячелетия сровняли остатки большого города с землей.

Был ли это Содом? Была ли это Гоморра?

Этого никто не знает. Известно только, что в долине Иордана не было никакого другого более значительного города, о котором сохранилось бы историческое предание. Поэтому остается лишь прочитать библейскую легенду о Содоме и Гоморре: «Солнце взошло над землею… И пролил Господь дождем серу и огонь… на Содом и Гоморру… и ниспроверг города сии… и (все) произрастения земли. Жена же Лотова оглянулась позади его и стала соляным столпом» (I кн. Моисея, 19, 23–26)[51].

Такие соляные столбы еще и сегодня можно увидеть у Мертвого моря, у «моря Лота».

Следующая глава

history.wikireading.ru


Смотрите также