(495) 766-86-01603-971-803
Мы работаем по выходным - тел. 8-926-197-21-13
 

Труба водоотводная под дорогой


Бетонные Дорожные Трубы: Особенности Конструкций, Использование

Трубопровод под автодорогой

Мы продолжаем знакомить своих читателей со сборным железобетоном, без которого сегодня не обходится ни жилищное, ни промышленное, ни транспортное строительство, и хотим обратить ваше внимание на бетонные дорожные трубы. Это не изделия, а конструкции, предназначенные для укладки под насыпями железных и автомобильных дорог, и собираемые из отдельных звеньев. Вот о них и пойдёт речь.

Что такое водопропускная труба

Прежде, чем мы углубимся в параметры и характеристики изделий, давайте уточним, что же представляют собой трубы бетонные дорожные?

  • Водопропускной трубой называют искусственно создаваемое сооружение, основной задачей которого является пропуск безнапорных водотоков, проходящих под насыпями дорог.
  • В зависимости от особенностей местности, подобные сооружения могут устраиваться не только для пропуска воды, но и для передвижения пешеходов, транспорта или перегоняемого скота.
  • Тело трубы, располагаемое в насыпном грунте, собирают из отдельных элементов – звеньев. Именно они и являются основными изделиями, выпуск которых регламентируется стандартом 24547.
  • С двух сторон труба ограничивается оголовками, обеспечивающими беспрепятственный сквозной проход потока воды, и удерживающими земляной откос.
Структура водопропускной трубы

Внимание! Сразу скажем, что бетонные трубы для канавы, которые укладывают в кюветах для отвода воды с участков, либо если нужно сделать водопропуск под заездом во двор – это совсем другие изделия, изготавливаемые по ГОСТ 20054*2016.

Труба железобетонная в канаву Для заезда во двор можно использовать и полимерную гофротрубу – и цена ниже, и проще установить своими руками

Параметры и типоразмеры

Всего существует 6 типов звеньев, из которых и собирают железобетонные дорожные трубы.

Какие именно — можно видеть в таблице:

Марка изделия и его типоразмеры Форма и сечение звена

Диаметр изделия устанавливается без учёта толщины стенки (то есть внутренний), и составляет:

  • 500 мм;
  • 750 мм;
  • 1000 мм;
  • 1250 мм;
  • 1500 мм;
  • 2000 мм.

Длина всего в трёх вариантах:

  • 1000 мм;
  • 1500 мм;
  • 2000 мм.

Для этого вида звеньев предусмотрены те же типоразмеры, что и для круглых.

Так как это входные элементы водопропускной трубы, их параметры подбираются по промежуточным звеньям.

Конические звенья устанавливаются на входе в трубу

Типоразмер арочных звеньев устанавливается по внутреннему горизонтальному диаметру. Это:

  • 500 мм;
  • 750 мм;
  • 100 мм;
  • 1250 мм;
  • 1500 мм;
  • 2000 мм.

Длина:

На фото труба арочной формы

Типоразмеры овоидальных звеньев такие же, как и у арочных, только здесь учитывается не горизонтальный, а вертикальный диаметр.

Водопропускная труба овальной формы

В прямоугольных звеньях в расчёт берётся ширина изделия в свету:

  • 1000;
  • 1250 мм;
  • 1500 мм;
  • 2000 мм
  • 2500 мм;
  • 3000 мм;
  • 4000 мм.

Длина в пяти вариантах:

  • 750;
  • 1000;
  • 1500;
  • 2000;
  • 2500.

Обратите внимание: Звенья с прямоугольным сечением обладают наибольшими размерами.

Обратите внимание: Иные параметры труб – и не только длина, но и диаметры, могут изготавливаться заводом под конкретный проект.

Прочие характеристики, условия поставки

По несущим характеристикам, звенья для водопропускных труб делятся на 3 группы.

Здесь главным критерием является расчётная высота грунтовой засыпки:

  1. 2 метра;
  2. 4 метра;
  3. 6 метров.

Примечание: При индивидуальном изготовлении труб с нестандартными параметрами, может меняться и их расчётная несущая способность.

Трубы небольшого диаметра могут поставляться в сборе

Звенья с круглым сечением, как правило, поставляют потребителю в уже собранном виде, либо укрупнёнными узлами. В этом случае, остаётся только произвести установку на место. Однако крупногабаритные изделия сложной конфигурации отгружают в виде сборных элементов.

Маркировка

Маркируют их одной либо двумя группами цифр и букв. В первой содержится информация по типу и номинальным размерам звена в сантиметрах. Вторая группа обозначений, которая пишется через дефис, обычно предусматривается для изделий, рассчитанных на особые условия эксплуатации.

Пример маркировки звеньев

В ней зашифрован тип агрессивного воздействия:

  • М – эксплуатация при температурах ниже – 40 градусов;
  • К – кислотная среда;
  • Щ – щелочная среда.

Вторая часть маркировки так же содержит сведения о плотности бетона, из которого изготовлено изделие, и группе его несущей способности.

На заметку: Вообще, ГОСТ допускает маркировку изделий и по собственным стандартам предприятия-изготовителя – тем более, когда производятся нетиповые варианты. Главное, чтобы конструкция звена была подтверждена расчётом, на котором основывается уверенность в безопасности и надёжности будущей трубы.

Требования к изготовлению и монтажу

Согласно стандарту, при изготовлении звеньев водопропускных труб должны применяться стальные формы. Неметаллический вариант разрешается только в том случае, если он способен обеспечить соблюдение всех требований ГОСТ.

Прочность изделий должна обеспечить возможность эксплуатации под расчётной толщиной насыпного грунта и правильно подготовленным основанием. Что касается стыкования и герметизации звеньев в процессе монтажа трубы, то качество данных операций должно соответствовать требованиям стандарта 6485 (п 4.5), которые предъявляются ко всем безнапорным трубам.

Требования ГОСТ 6485 к соединениям безнапорных труб

Для изготовления элементов водопропускных труб согласно стандарту должен использоваться только тяжёлый бетон:

  • класса минимум В25;
  • морозостойкостью F200;
  • с коэффициентом водонепроницаемости W6 (а для северных регионов W8).

Его отпускная прочность в обычных условиях составляет 70%, а для изделий, эксплуатируемых при критически низких температурах – 100%.

Нюансы устройства водопропускных труб

На монтаж труб метрового диаметра существует технологическая карта. Это неплохая инструкция для тех, кто собирается установить такую трубу самостоятельно. Можете так же посмотреть видео в этой статье. Мы же предложим лишь краткий обзор процесса.

Технологическая последовательность работ

Составляющие водопропускной трубы

Водопропускной узел состоит из:

  • сферических блоков, которые служат фундаментом;
  • тела трубы, собираемого из звеньев;
  • оголовков с открылками.
Строительство водопропускного узла под дорогой

Последовательность работ при их монтаже такова:

Этап работы Нюансы выполнения
1. Подготовка площадки.
  • Площадка расчищается в окружности 10 м вдоль оси будущей трубы.
  • У оголовков расчищается естественное русло, и устраивается обводная траншея либо обваловка площадки. Делается это для того, чтобы поверхностные воды не попадали в котлован.
  • Обустраивается временная кольцевая дорога, которая обеспечит подъезд автомашин с материалами.
2. Разбивка участка.
  • Так как место расположения дороги определяет положение водопропускной трубы, очень важно правильно определить точку пересечения их осей.
  • В строительстве она определяется с помощью геодезических приборов, закрепляется колышками и высотным репером, и сдаётся подрядчику по акту.
  • Затем от оси трубы откладывают размеры котлована, и на расстоянии одного метра от его границ выставляют обноску. Сразу же обозначают и положение секций опор, оголовков и открылков.
3. Приём и складирование материалов. Обычно площадку делят на две зоны: в одной размещают строительные машины и вспомогательное оборудование, а в другой – складируют материалы. Причём, их укладку увязывают с технологической последовательностью монтажа.
4. Устройство котлована под основание.
  • Размер котлована должен превышать размеры фундамента в плане на полметра в каждую сторону.
  • При его рытье грунт не вынимают сразу до проектной отметки, так как там предусматривается продольный уклон. Доработка дна котлована производится вручную.
  • При наличии грунтовых вод их отводят в водосборные ёмкости и откачивают с помощью насосов.
5. Щебёночная подготовка. Под трубу обязательно устраивается дренажное основание – щебёночная подушка толщиной 10 см, выполненная с сохранением уклона основания.
6. Монтируется бетонная труба в канаву.
  • С помощью автокрана монтируют все элементы трубы, укладывая их на цементный раствор.
  • После установки оголовка, пространство за ним заполняется смесью песка и гравия.
  • Из неё же устраивается подготовка под лоток. Толщина подготовки 30 см.
7. Обратная засыпка пазух в котловане. По окончании работ по монтажу, имеющиеся по бокам фундамента пазухи послойно засыпают грунтом и трамбуют. В местах расположения оголовков бетонируются лотки.
8. Гидроизоляция. Данный этап работ включает в себя зачеканку швов между звеньями и их оклейку изоляционным материалом, после чего производится обмазка битумной мастикой всей трубы. По итогам производства гидроизоляционных работ составляется акт.
9. Полная засыпка грунтом трубы. Засыпается труба уже после приёмки в эксплуатацию – сначала, всего на полметра слоями по 15 см, которые тщательно разравнивают и трамбуют. Дальнейшие работы по устройству насыпи уже выполняет организация, которая занимается строительством дороги.

Как и в любой другой области строительства, дорожные бетонные трубы необходимо устанавливать с соблюдением правил техники безопасности. Они подробно изложены в обязательном приложении «Р» к рекомендациям СТО НОСТРОЙ по устройству, реконструкции и капитальному ремонту водопропускных труб.

beton-house.com

Какая труба под дорогу подойдет для дачи: особенности и материалы

Своевременный и эффективный отвод воды важен не только для фундамента здания или садово-огородного участка. Не меньшую роль дренаж имеет и при обустройстве автомобильных и железных дорог. Весенние паводки, обильные осадки осенью, снег зимой и так далее, легко могут превратить автомобильную трассу в водоем.

Выбираем трубу под дорогу

Решают эту проблему путем монтажа специальных сооружений.

Водопропускной трубопровод

Водопропускная труба является более дешевой и доступной альтернативой моста. Строительство дороги предполагает формирование насыпи. Прокладывать ее приходится в местности разнообразной и с учетом того, что рвы, лощины, луга и так далее весной и осенью превратятся в реки и движение по трассе может быть остановлено. В некоторых случаях для преодоления таких препятствий строится мост.

Однако затея эта дорогостоящая. Поэтому чаще насыпь сооружается обычным порядком, а проблему с отводом талых и дождевых вод решает укладка труб под дорогой.

Размеры их весьма внушительны – от 0,5 до 4 м в диаметр. Поэтому иногда их используют для устройства пешеходных тоннелей. Используются они и как дренажные, но только для отвода воды, а не сбора – перфорация здесь не допускается.

Лучше всего проложить трубу под дорогой во время сооружения насыпи, но допускаются и другие решения.

Преимущества

  • При прокладке водопропускного трубопровода под дорогу насыпь остается целостной, а не разделяется участками с мостом, что обеспечивает более высокую прочность магистрали.
  • Водоотводящий канал можно соорудить и после строительства насыпи, на качестве трассы это не скажется. При смене направления сточных вод или неправильных расчетах устройство водопропускной трубы под дорогой часто оказывается единственным решением.
  • Канал соорудить намного быстрее, чем мост. Это решение не только экономически выгодное, но и самые быстрое.
  • Прокладка труб под дорогу обходится намного дешевле, чем возведение автомобильного или железнодорожного моста. Соответственно общая стоимость строительства понижается.

Разновидности водоотводов под дорогу

Конечно, для насыпей различных размеров и в разных условиях оптимальным будет разный материал. Поэтому прокладка труб под дорогой проводится лишь после всесторонней экспертизы местности и условий эксплуатации будущей трассы.

Бетонные и железобетонные конструкции

На сегодня водоотводные каналы из бетона самые популярные по целому ряду причин.

  • Стоимость – самая демократичная. Армированные, то есть железобетонные, несколько больше стоят, но все равно меньше, чем готовые металлические или пластиковые изделия.
  • Универсальность – бетонные трубы под дорогу можно приобрести готовыми (железобетонные тоже), а можно производить прямо на месте строительства. В тех случаях, когда доставка материалов затруднена или невозможна, водоотводный канал сооружается прямо на участке: строится опалубка, армированная железными штырями, и заливается бетоном.

Такой вариант замедляет темпы строительства, так как бетон долго набирает прочность, но порой является единственно возможным.

  • Прочность – конструкция разрабатывается для укладки под дорогу автомобильную или железнодорожное полотно, поэтому прочность изделия огромна: бетонные водоотводы способны выдерживать землетрясения до 9 баллов. На фото – бетонный водоотвод.

Пластиковый трубопровод

Появился сравнительно недавно. Пластмассы не относятся к материалам высокой прочности, а армированные изделия отличаются высокой стоимостью. Но современная пластиковая труба гофрированная под дорогу вполне справляется с нагрузкой.

  • Выбираются для этого изделия достаточной жесткости – 14–16 класса. И на самом деле выстроить такую конструкцию без посильного участия бетона невозможно. Водоотводы укладываются на бетонный фундамент – блочный или монолитный, а сверху перекрываются бетонной аркой. Для усиления конструкция армируется металлическими коробами с валунами.

Пластиковый водопропускной трубопровод небольшого диаметра чаще используется в качестве дренажной в частном хозяйстве: на дачах, садово-огородных участках, загородных домах. Если речь идет о прокладке под дорогу с небольшой нагрузкой, полиэтиленовые гофрированные изделия полностью себя оправдывают. Чтобы проложить их под дорогу используются стальные обсады, но стоимость и сооружения, и самих работ все равно остается доступной.

Металлические водоотводы

По прочностным характеристикам эти изделия выше всяких похвал. Но как водопропускная труба под дорогой себя не оправдывают: при контакте с водой никакие защитные слои не могут уберечь металл от коррозии.

  • Куда выгоднее применять их для одноразового прокола насыпи в тех случаях, когда необходимо удалить или снизить уровень воды на определенном участке.

trubygid.ru

Водопропускные трубы: виды, размеры, устройство

Для отвода небольших стоков воды и их пропуска под дорогой используются водопропускные трубы. Их использование более целесообразно, нежели сооружение моста.

Общее понятие

Для пропуска воды с верхней части автомобильных дорог на нижнюю используются водопропускные сооружения. К ним относятся водопропускные трубы, мосты, водоотводы. Последние используются для пропуска под дорожным полотном различных каналов.

Водопропускные трубы используются в тех случаях, когда необходимо пропустить под дорогой небольшие водоотводы (ручьи, слив воды после дождя или таяния снега и так далее). Пропуск воды посредством труб может осуществляться постоянно или периодически. Через такие сооружения иногда организуют проход скота или проезд транспорта.

Устройство водопропускных труб не требует сужения проезжей части и изменения типа покрытия дороги. Над конструкцией устраивается засыпка. Толщина слоя насыпанного грунта снижает давление на сооружение от автомобилей и смягчает их влияние.

Использование труб для пропуска воды имеет свои преимущества:

  • Установка труб проходит без повреждения земляного полотна.
  • Монтаж труб обходится дешевле, чем строительство моста.
  • При толщине слоя засыпки более 2 м влияние на сооружение временных нагрузок от проезжающего транспорта сводится к минимуму.

Размеры труб

Диаметр водопропускной трубы зависит от ее длины:

  • Если длина трубы не превышает 2-3 м и высота насыпи менее 7,5 м, то отверстие трубы выбирают равное 100-150 см.
  • Для насыпи до 1,5 м диаметр должен составлять 75 см.
  • Трубы в пределах съездов имеют 50 см в диаметре.

Под дорогами 2-4 категорий допускается использовать водопропускные трубы с диаметром 100 см и длиной до 30 м. Если диаметр равен 75 см, то длина трубы не должна быть более 15 м.

Классификация

Водопропускные трубы классифицируются по нескольким параметрам.

В зависимости от материала, из которого они изготовлены:

  • Полимерные (из полимербетона, поливинилхлорида и полиэтилена).

Выделяют несколько разновидностей труб в зависимости от формы поперечного сечения:

По принципу работы сечения:

В поперечном сечении труб может быть одно, два или несколько очков.

Основные элементы трубы и их установка

Водопропускные трубы состоят из нескольких элементов:

Благодаря наличию оголовков в трубе не образуются водовороты, завихрения, вода вытекает медленнее. Их наличие не дает вытекающей воде размывать насыпь и подмывать фундамент.

Различаются несколько видов оголовков:

  • Портальные, которые сооружаются в виде перпендикулярной трубе подпорной стены. Это самая простая конструкция, но она имеет свои недостатки. Она не обеспечивают плавность протекания воды. Поэтому ее применение рекомендуется в случаях с небольшим количеством воды, протекающей на незначительной скорости. Портальные оголовки используются для труб с диаметром 50-75 см.
  • Раструбные. Кроме стенки, они имеют два открылка, образующих раструб. Окрылки располагаются под углом 30 градусов к трубе. Благодаря этому поток воды постепенно сужается.
  • Воротниковые, у которых крайний элемент срезается под тем же углом, что и насыпь. По контуру устанавливается защитный воротник.
  • Обтекаемые в сечении постепенно сужаются, что создает хорошие условия для протекания воды.

Давление на грунт распределяется равномерно за счет фундамента, на который укладывается труба. Это также препятствует сдвигу отдельных элементов сооружения.

Существуют следующие виды фундамента:

  • Без фундамента (естественное основание).
  • Грунтовая подушка, созданная искусственно.
  • Из отдельных железобетонных элементов.

Выбор типа фундамента зависит от диаметра трубы, высоты насыпи и геологических условий.

Водопропускная труба располагается строго перпендикулярно оси дороги. Это дает минимальную длину трубы. В отдельных случаях рекомендуется устанавливать сооружение в том направлении, в котором протекает поток. Это снижает вероятность возникновения водоворотов. В таких случаях допускается строительство водопропускных труб в других направлениях.

fb.ru

Классификация и способы ремонта водопропускных труб

По большей своей части все водопропускные трубы используются при строительстве автомобильных дорог. В этом сооружении труба играет роль тоннеля для воды.

Водопропускная труба

В некоторых случаях такие материалы имеют настолько большие габариты, что становятся не только тоннелем для воды, но и подземным пешеходным переходом.

Вернуться к содержанию ↑

Некоторая классификация

Все водопропускные трубы можно разделить на несколько категорий по разным параметрам. Такими параметрами можно назвать следующие характеристики:

  • Материал, из которого труба изготовлена;
  • По внешней форме;
  • Количество очков сечения;
  • По принципу работы поперечных сечений.

Итак, изделия могут быть произведены из следующих материалов:

  • Полимер;
  • Железобетон;
  • Металл;
  • Чистый бетон.

По форме различают такие типы:

  • С круглым сечением;
  • С прямоугольным сечением;
  • Овоидального сечения.

Водопропускная труба прямоугольного сечения

По количеству очков различают одноочковые, двухочковые и многоочковые.

Последний параметр, работа поперечного сечения, актуален только тогда, когда проводится гидравлический расчет труб. Различают следующие типы:

  • Безнапорные;
  • Полунапорные;
  • Напорные.

Напорными называются те элементы, которые работают всем своим сечением, то есть обеспечивают максимальную пропускную способность. Полунапорными называют те изделия, которые работают всем сечением только у оголовка, а вся остальная часть работает неполным сечением. Соответственно, безнапорными можно назвать те трубы, которые постоянно работают неполным сечением.

Кроме всего прочего обладают данные изделия и иными характеристиками, которые так же нужны для того, чтобы выполнить расчет водопропускных труб. В первую очередь речь идет о размерах.

Итак, изделия с круглым сечением, которые предназначены для укладки на автомобильных дорогах, могут иметь следующие диаметры:

  • 1 метр, при этом длина не превышает 30 метров;
  • 0,75 метра, при этом длина не превышает 15 м;
  • 0,5 метра, при этом длина делается из расчета ширины дорожного полотна.

Надо сказать, что это далеко не все данные. Вообще у каждого из материалов есть свои особенности, поэтому целесообразно будет рассмотреть классификацию данных изделий по материалу изготовления более детально.

Вернуться к содержанию ↑

Железобетон

Сегодня бетон и железобетон являются самыми малостоящими материалами, которые могут быть предназначены для производства водопропускных труб. При этом изделия из железобетона отличаются прочностью и отличной герметичностью. Понятно, что железобетонные изделия гораздо крепче и прочнее тех изделий, которые сделаны из чистого бетона.

Железобетонная водопропускная труба

Одним из самых важных критериев данных труб является возможность быстро развернуть их производство прямо у дороги, то есть на месте монтажа. Если же производство на месте не налажено, то к месту монтажа подобные материалы доставляются грузоподъемной техникой из специализированных складов.

Нужно сказать пару слов и про самостоятельные работы по производству подобных тоннелей для отвода влаги. Производство предполагает заливку бетона в специальную опалубку, которая предварительно армируется. Понятно, что данная процедура сильно замедляет процесс строительства. По этой причине, как правило, материалы поступают на места уже в готовом к применению виде.

Водопропускная труба под дорогой может выполнять роль не только водоотвода, но и роль пешеходного перехода, как уже было сказано ранее. Такое предназначение обуславливает размеры – от 0,5 метра до 4 метров в диаметре. При этом и самая маленькая, и самая большая железобетонная труба способна выдерживать нагрузку при землетрясениях до 9 баллов по шкале Рихтера.

Изделия производятся в виде отдельных звеньев. Каждое звено имеет максимальную длину в 4 метра, а минимальную – 1 м.

Выпуск осуществляется по ГОСТу 24547-81.

Вернуться к содержанию ↑

Полимеры

Сегодня изделия из пластика под дорожным полотном можно встретить довольно часто. Это связано с тем, что пластиковые изделия все больше и больше завоевывают данный сегмент рынка. В свою очередь, это стало возможным благодаря тому, что промышленность на сегодняшний день выпускает полимерные элементы, которые способны выдерживать просто огромные нагрузки. При этом вес самого изделия в разы меньше, чем вес его аналога, сделанного из бетона.

Полимерная водопропускная труба

При всей своей прочности, полимерные трубы не способны выдерживать больших масс грунта вместе с автомобилями. По этой причине, монтаж данных элементов осуществляется с одновременным устройством железобетонной арки вокруг них. Таким образом, данная бетонная арка будет служить своеобразным фундаментом.

Вторым способом разгрузки полимерных изделий является устройство габионов – специальных коробов, которые заполнены большими камнями.

На выходе получается очень прочный внешний корпус, который способен выдерживать просто колоссальные нагрузки, и полностью неподдающаяся коррозии сердцевина. Это купе материалов способно служить по предназначению не один десяток лет.

Вернуться к содержанию ↑

Металл

Металлические гофрированные водопропускные трубы, как показывает расчет прочности, являются самыми выносливыми к нагрузкам. Связано это с тем, что само по себе железо справляется с внешними нагрузками гораздо лучше бетона и тем более пластика.

Существенным недостатком, который становится камнем преткновения перед повсеместным распространением труб из этого материала, является то, что железо в большой степени подвержено коррозии, то есть боится влаги.

Металлическая водопропускная труба

Этот факт заставляет использовать элементы из металла только в качестве временных сооружений. Самым распространенным случаем их использования можно назвать необходимость временного «прокола» дорожного полотка, с целью отвода воды с одной его стороны на другую. Часто такая необходимость возникает тогда, когда основные водоотводные конструкции ремонтируются или просто засорились.

Металлические гофрированные водопропускные трубы часто используются с целью своеобразного кожуха для внутренней части основного водоотвода.

Используется гофрированная водопропускная труба и для армирования стенок буровых скважин.

Есть и те случаи, когда изделия из металла используют в качестве самостоятельной и постоянной конструкции. В таком случае эта конструкция собирается из отдельных гофрированных частей.

Процесс сбора, как правило, осуществляется на месте монтажа. Сборка производится из гофрированных листов. И если вдаваться в подробности определений, то данная конструкция трубой являться не будет. И вот почему: гофрированная водопропускная труба используется тогда, когда необходимо сделать конструкцию не идеальной формы. Это значит, что данная «труба» может иметь самую разнообразную по своей сложности форму.

При правильной защите листов металла, сборная конструкция данного типа способна прослужить порядка 50 лет, при этом общие затраты по сравнению с железобетонными изделиями на 20-30 процентов ниже.

Вернуться к содержанию ↑

Технология строительства

На заводах по производству подобных изделий существуют некоторые правила строительства:

  • Необходимо проверить все элементы изделия на отклонения от госта, то есть длина звеньев может иметь отклонение от 0 до 1 см, толщина стенок – от 0,5 до 1 см, другие показатели — также до 1 см;
  • Требуется удалить все наплывы, а также набрызги бетона на месте стыковки двух элементов, чтобы обеспечить максимально плотное прилегание двух звеньев;
  • Осуществить подбор всех отдельных элементов по маркам;
  • Переместить все отобранные элементы в одно место.

Установка водопроводной трубы

Вот таким образом осуществляется окончательная доработка и сортировка всех элементов (если их несколько). И в таком же виде они потом доставляются на место монтажа. Однако перед ним проводится подготовительная часть.

Вернуться к содержанию ↑

Подготовка к монтажу

Сперва выбирается площадка под строительство. Она полностью убирается от посторонних предметов, то есть всякой растительности и других. Дальше все элементы трубы раскладываются в определенные места в необходимой последовательности.

После этого делается разметка, то есть разбивается ось изделия и контур котлована.

Надо сказать, что непосредственно перед началом подготовительного этапа проводятся все возможные расчеты, в том числе и гидравлический.

Вернуться к содержанию ↑

Непосредственные работы

Итак, не стоит вдаваться в подробности того, как труба примеряется к местности, то есть ставятся отметки уровня среза грунта, исследование дна котлована и так далее. Этим занимаются специально обученные люди.

Что касается непосредственных работ, то тут все гораздо проще. Рытье котлована, который, как правило, имеет весьма внушительные размеры, осуществляется при помощи специальной техники. Но в такой работе присутствует и ручной труд – все стенки котлована выравниваются лопатами.

Дальше, если дно вырытого котлована очень мягкое и зыбкое, то оно полностью выкладывается булыжником. При этом камни трамбуются специальными инструментами.

Монтаж водопроводной трубы

Котлован роется, как правило, без всяких ограждений. Из этого правила есть исключение. Оно касается тех случаев, когда в месте разработки постоянно находится вода. В таком случае рытье осуществляется с применением защитных крепежей.

Часто приходится укреплять стенки котлована, предупреждая тем самым их обрушения. Это делается в тех случаях, когда рядом со строительной площадкой находятся постоянно эксплуатируемые здания и сооружения.

Котлован роется по размерам и форме самой трубы. При проектировании и разработке котлована по возможности учитывается доступность трубы в случае, если ей понадобится ремонт. Такие параметры, как крутизна откосов, напрямую зависят от характеристик грунта.

В том случае, когда будет проводиться гидроизоляция, дополнительная защита или иные работы, предполагающие наличие людей, расстояние между стенками фундамента и стенками котлована должно быть не меньше 70 см. Если же нахождение людей не требуется, то эта величина может быть снижена до 10 см. А в том случае, когда бетонирование проводится без устройства фундамента, котлован роется точно по размеру трубы.

Вернуться к содержанию ↑

Устройство фундамента

Когда фундамент сооружается из сборных железобетонных плит, то первыми укладываются блоки оголовков. Укладка осуществляется вплоть до уровня подошвы. Дальше заполняются пазухи до того же уровня.

Чтобы сделать монолитный фундамент, необходимо:

  • Установить опалубку, которую предварительно следует изготовить или же приобрести уже готовую;
  • Доставить бетонную смесь или замесить ее;
  • Залить смесь;
  • Выждать некоторое время, удалить опалубку, залить образовавшиеся пазухи.

Укладка водопроводной трубы

Вернуться к содержанию ↑

Укладка

Перед непосредственным монтажом все блоки оголовков, звенья и блоки фундамента очищаются от грязи или ото льда и снега.

Все звенья и блоки, которые имеют плоские грани, устанавливаются на цементный раствор. Цилиндрические части монтируются на деревянные подкладки. В дальнейшем под эти звенья доливается бетон.

Раствор заливается с одной стороны, при этом смотрится его появление с другой. Так достигается полное выравнивание и плотное заполнение всех швов. При бетонировании отдельных звеньев применяется раствор с подвижностью по эталонному конусу в 12 см.

После бетонирования осуществляется гидроизоляция. Ее проводят при помощи мастики.

Вернуться к содержанию ↑

Ремонт железобетонных труб

Сегодня существует сразу несколько различных способов ремонта водопроводных труб безкотлованным методом, то есть без их откапывания. Исключением является тот случай, когда неправильно был произведен гидравлический расчет, и трубу, например, требуется просто заменить.

Итак, ремонт первым способом основан на санации изделий. Технология заключается в том, что внутри ремонтируемой конструкции протаскивается рукав, изготовленный из полимерного материала. После этого в рукав закачивается воздух, создавая тем самым избыточное давление.

Ремонт водопропускной трубы

Этот рукав под действием давления воздуха полностью повторяет все изгибы трубы изнутри. Дальше его облучают ультрафиолетовым светом, в результате чего он становится твердым. При этом толщина стенки такого ремонтного состава составляет около 8 мм. Такой ремонт хорош не только тем, что полностью восстанавливает работоспособность конструкции, но и тем, что придает ей дополнительный запас прочности – примерно в 1,5-2 раза.

Весь ремонт занимает всего несколько часов.

Вторая технология, которая получила название SPR, пригодна для труб с большим диаметром. Так же ремонт по этой методике может быть осуществим не только на круглых, но и другой формы сечения трубах.

Суть технологии заключается в том, что внутри навивается специальный профиль, который изготовлен из поливинилхлорида. Этот пластик дополнительно армируется специальными вставками.

После того, как внутренний корпус конструкции изготовлен (из ПВХ), между ним и первоначальной трубой заливается высокотиксотропный песчано-цементный раствор.

Такой ремонт повышает несущую способность в 2,5 и даже в 3 раза.

Ремонт по третьей технологии (метод релайнинга) заключается в том, чтобы внутри старой трубы проложить новую, сделанную из стеклопластика. Внутри звенья новой конструкции стыкуются между собой. Пространство между двумя стенками заполняется, как и в прошлом случае, таким же цементно-песчаным раствором.

Кроме всего прочего существует еще и ремонт, который называется микро тоннельным. Однако он не получил широкого распространения, так как комплект оборудования, который предназначен только для конструкций круглого сечения и только под один диаметр, стоит очень дорого.

В заключении хотелось бы отметить, что ремонт может быть осуществлен и по другим технологиям. Выше представлены лишь самые распространенные, которые были запатентованы ведущими мировыми специалистами в этой области.

Вернуться к содержанию ↑

О новой технологии устройства водопропускных труб

Интересное по теме:

vseotrubax.com

Выбираем водопропускные трубы по 5 правилам: сооружения под автодорогой- это серьезно

На страницах этой статьи мы рассмотрим такой вид технических трубок, как водопропускные трубы. Они особенyы тем, что под них роется котлован и строиться специальный фундамент, либо строительство проходит с использованием готовых конструкций для укладки водопропускных каналов. Железобетонные трубы, что используются при строительстве автомобильных дорог являются важными элементами, это сооружение служит для прохода подземных грунтовых вод под дорогой, без вреда для асфальта.

Подготовка котлована к укладке водопропускной трубы

Если конструкция работает периодически, при разливе рек или ручьев весной, то в остальное время нередко такие конструкции используются как дорога для скота или подземные переходы. В городской местности такое встречается нечасто, а вот в сельской наоборот. Водопропускные сооружения строятся двумя видами:

  1. Небольшой мост;
  2. Водопропускная труба под автодорогой.

Мы разберемся какой вариант предпочтительнее и какие особенности имеет труба.

Виды и типы водопропускных каналов

  • Железобетонные;
  • Пластиковые;
  • Бетонные;
  • Стальные или чугунные.

Водопропускная бетонная труба под автодорогой из полукольца.

Помимо этого, виды водопропускных труб делят еще и по характеристикам:

  • Тип наружного сечения: овальный, квадратный и круглый;
  • Количество отверстий, что имеет, водопропускной канал;
  • Типы выполняемого действия;
  • Размер выполненных технологических отверстий;
  • Скорость течения внутри канала.

Выбирая малые водопропускные сооружения учтите, что такие водопроводы и небольшие мосты располагаются в исключительно пригодных для них местах – на дорогах должных категорий. Классически оголовки водопропускных труб монтируются безнапорными, изредка выбирается напорный или полунапорный режим, исходя из принятых расчетов пропускной способности канала. Нередко железобетонные безнапорные трубы ставятся в местах прохода рек и ручьев – здесь на помощь придется звать рыбонадзорную службу, чтобы не испортить нерест рыбам постройкой.

Как проходит строительство водопропускных прямоугольных труб

Как и при каждом другом строительстве водопропускные железобетонные трубы перед закладкой требуется правильно рассчитать:

  • Край земли насыпи при накладывании в котлован кладется рядом с трубой значительно выше расчетного уровня прохождения грунтовых вод, выше хотя бы на пол метра. А если канал строиться напорным, то звенья водопропускных труб накрываются метром земли;
  • Оголовки при строительстве ставятся на щебенку, при этом монтаж делается ниже уровня промерзания земли, чтобы канал не разорвало. Оголовка выглядит как канал, включающий портальный отрезок и откосные крылья, облегчающие проход воды внутрь.
Водопропускное сооружение под небольшим мостом

Строительство железобетонных котлованов: расчет диаметра для качественного ремонта

Когда кладется труба под дорогой для отвода воды заранее рассчитывается котлован. Однако при этом учтите, что рассчитать крепления для устойчивости не получиться – в условиях регулярного подтопления даже железобетонный блок продержится не так уж и долго. Помимо этого, если монтаж металлических водопропускных труб проводиться под напором, то крепления ставятся на небольшом расстоянии друг от друга, чтобы удерживать конструкцию от поползновений, иначе грунт раздавит трубы со временем.

Учтите, что выбор характеристик при проектировании зависит от парочки таких факторов:

  • Изначально смотрят на профиль и размер трубы, а потом уже выбирается форма и технология выполнения котлована, так проще подогнать одно к другому;
  • При выборе угла наклона склонов примите во внимание тип и характеристику грунта, который используется в строительстве;
  • Если предусматривается нанесение гидроизоляционного слоя на железобетонную или металлическую конструкцию, или же предвидятся иные работы с наличием рабочих внутри котлована, то хотя бы с одной стороны ямы верхняя кромка должна находиться на расстоянии не выше метра, чтобы люди могли быстро выбраться из котлована.

Перед укладкой тщательно обрабатывается гидроизоляционными материалами

В каждом случае расчет водопропускных сооружений и котлована под конструкцию напрямую связан с наличием определенной землеройной техники для строительства. При этом не вывозите при строительстве сразу вырытый грунт с места стройки, так после вкладывания трубы на предусмотренное место – потом же придется засыпать обратно, чтобы прикрыть оставшееся пространство. Учитывайте, что при построении водостока под напором не обойтись без построения отдельной запруды, в которую выйдет оголовок.

Постройка фундамента на автомобильной дороге

Металлические гофрированные водопропускные трубы кладутся на фундамент, который собирается из сборных элементов, выполняется это действие по такому алгоритму:

  1. Кладутся бетонные блоки фундаментов, на нижнюю часть фундамента кладется труба;
  2. Пазухи оголовок и портальная стенка водопропускной трубы засыпаются до верхнего уровня;
  3. Там, где бетонные блоки стыкаются кладется смесь песка с щебнем. Это делается, чтобы вода не проливалась сквозь щели;
  4. Уплотнение и усиление водопропускных труб проводиться с помощью цементного раствора;
  5. После проведения этих работы делается укладка фундамента и монтаж оголовков по секциям. Для этого потребуется сварка водопропускных труб.

Монтаж водопроводной трубы с помощью крана

При этом учтите, что начинается монтаж не с конца, а с начала. То есть приступайте к работа с оголовка водопроводной трубы и двигайте к концу. Не забывайте о том, чтобы каждый сварной шов защищался от коррозии специальным составами.

Однако есть и вариант построить бесшовный фундамент, тут алгоритм приводиться такой:

  • На каждый метр длины постройки строиться опалубка;
  • Заказывается нужное количество бетона и привозиться в автомобилях в подготовленном виде;
  • Смесь заливается в опалубку и накрывается до высыхания;
  • Опалубка разбирается;
  • Пазухи засыпаются песком или смесью.

Так как трубы под дорогами кладутся прямо, без изгибов, то для опалубки подойдут классические доски или щиты. А если строиться сборной фундамент, то не забудьте сперва сделать из песка подходящую подушку, чтобы фундамент клался не на голый грунт.

Укрепление для водопропускной трубы. Защита откосов автомобильных дорог от скально-обвальных явлений

Если швы между соборным фундаментом не выходит сделать маленькими, то не забудьте заполнить швы бетоном. А если грунт в вашем регионе неустойчивый, то придется и сваи забивать, чтобы построить надежно. Оголовки и гофрированные водопропускные трубы на автомобильных дорогах не допускается класть до полного застывания бетона, иначе конструкция просядет. Так как каналы вкладываются большого диаметра, то для монтажа понадобятся автомобильные краны. Заранее выберете наиболее тяжелый элемент, чтобы стрела крана выдержала постройку. Да, и постройка проводиться с учетом климата конкретного района местности.

Конструкционные особенности портального трубопровода: устройство на русле под железной дорогой и других сообщениях

Устройство водопропускных труб на автомобильных дорогах рассматривается отдельно, как и другие гидротехнические сооружения.

Трубы для прохода воды классически сооружаются под автомобильным дорогами, где есть обильные грунтовые воды или рядом с ними находятся озера, через которые приходится прокладывают дамбу. В этом случае под насыпь укладываются безнапорные водопропускные трубы ж б, чтобы вода и живущие там рыбы по озеру курсировали, как и раньше. Нередко при строительстве дорог или железнодорожных путей приходиться корректировать русла рек, этому моменту помогает строительство водопропускных труб.

Гофрированная металлическая труба для изменения русла реки

В качестве альтернативы железобетонным конструкциям используются гофрированные варианты, которые кладутся в такие места:

  • Альтернатива бетонным конструкциям при строительстве автомобильных дорог или железнодорожных путей;
  • Гофрированные варианты кладутся в стоки, предназначенные для изменения русла рек;
  • Как замена мостам с одним пролетом;
  • Замена длинным мостам, где каждый пролет совпадает размером с диаметром гофры.

Железобетонные и металлические гофрированные безнапорные водопропускные трубы используют в градостроительстве.

Сборные металлические гофрированные экземпляры: оголовки и звенья в строительстве

Гидравлический расчет дорожных водопропускных труб с использованием металлической гофры имеет определенный смысл: такой вариант экономически дешевле в сравнении с железобетонными и стальными трубами. Помимо этого, существует еще ряд типичных преимуществ:

  • Различный выбор формы и среза позволяет для каждого проекта подобрать вариант строительства;
  • Малый вес обеспечивает простоту транспортировки от места изготовления, до точки строительства. При этом гофра пакуется в паллеты листами и загрузить один грузовик получиться большим количеством материала;
  • Легкость строительства. Справиться с постройкой под силу каждому человеку, сложить листы в нужную форму получиться без навыков. Легко проходит ремонт, и усиление водопропускных труб.
  • Гибкость и стойкость к физическим повреждениям. Дополняется это качество усиливается еще и правильно засыпанным грунтом, так что конструкция получается ничем не хуже бетонной трубы;
  • Полимерные материалы, которые используются при производстве долговечны – срок службы составляет по расчетам век;
  • Стоимость строительства в сравнении с бетонными конструкциями уменьшается на половину, что экономически выгодно;
  • Такого рода трубы кладутся в каждом климате, что присутствует на планете без труда.

Водопропускные трубы из металла способны прослужить долгое время.

Габионные гидравлические круглые конструкции: проект монтажа и укрепление по госту: гидроизоляция по снип

Двустенная канализационная труба значительно лучше чугунных и асбестоцементных

Прогресс не стоит на месте и на смену каждой из предложенных конструкций пришел новый, современный вариант – габионные конструкции. Такого рода конструкции распространены в проектах, где отдельное внимание уделяется стабилизации и удержании сооружений и стен, которые уже стоят на месте прокладки труб.

В собранном варианте получается готовая к использованию водопропускная труба, подпертая габионами для надежности. Ремонт водопропускных труб на автомобильных дорогах нередко производиться с установкой габионов, чтобы на будущее они были прочнее.

Габионы получили такое распространение, так как они обусловлены рядом важны полезных моментов:

  • Стойкость к физическим нагрузкам и атмосферным перепадам;
  • Возможность создания автоматического дренажа, без нужды делать дополнительные расходы на монтаж отдельной дренажной системы;
  • Адаптация к применению комбинированных материалов;
  • Легкость монтажа и управления водоотводом;
  • Траты на монтаж и дальнейшее обслуживание минимальны;
  • Безопасность для окружающей среды;
  • Несравнимая с иными вариантами долговечность.

На этом рассказ о водопроводных трубах подходит к концу, так как мы рассмотрели каждый из существующих вариантов, увидели нюансы использования таких систем. Отметим, что при строительстве такого водопровода соблюдается осторожность и тщательность, чтобы не допустить никаких ошибок и не нарушить технологию. Если не соблюдать этих правил, то в будущем возможно разрушение несущих конструкций, что приведет к обрушению водопропускных системы.  Водопропускные трубы это неотъемлемая часть городских коммуникаций.

trubexpert.ru

Водопропускная труба под дорогой

АО «Алексинстройконструкция» » Статьи » Водопропускная труба под дорогой

Автомобильные дороги часто проходят по местности со сложным гидрогеологическим режимом, пересекая русла небольших рек и ручейков. Если не обеспечить свободный проток воды сквозь дорожную насыпь, местность со стороны притока воды будет заболачиваться, а сама насыпь размываться.

Также необходима водопропускная труба под автодорогой, если полотно прилегает, или находится неподалеку от склонов холмов и других возвышенностей. Талые и дождевые воды могут повредить дорожное полотно, их нужно направить в предусмотренный проектом проток и провести под поверхностью.

Виды водопропускных труб

В зависимости от рельефа местности, типа грунтов и интенсивности водостока, материал и диаметр трубы рассчитывается для каждого объекта отдельно. Трубы изготовляются из:

  • бетона
  • стали
  • полимеров
  • кирпича

Самые популярные — стальные гофрированные конструкции и полимерные трубы. Кирпич практически не используется, такие водопропускные сооружения можно встретить только под старыми трассами. По мере необходимости в ремонте, они заменяются на более современные и технологичные в установке.

По форме сечения, водопропускные дорожные трубы могут быть:

  • круглыми
  • квадратными
  • овальными
  • закругленными
  • эллиптическими

Если объем водостока достаточно большой, а насыпь сравнительно невысокая, то устанавливается две или больше труб меньшего диаметра. Часто дополнительные трубы устанавливаются рядом с уже имеющимися. Для монтажа нет необходимости перекрывать движение по трассе — разработан специальный метод, который называется «прокол». Труба продавливается при помощи специальной техники под полотном дороги, не снижая прочности основания.

Трубы из бетона и железобетона

Производятся в различных диаметрах, обычно круглые или прямоугольные. Трубы круглого сечения выпускаются на заводах ЖБИ и отличаются высокой прочностью и долговечностью использования. При большом диаметре и длине трубы возникают определенные сложности с транспортировкой и установкой на место.

Квадратные и прямоугольные заливаются в опалубку непосредственно на месте строительства дороги. Они достаточно технологичны в обустройстве, но требуют больших затрат времени на монтаж опалубки и ожидание застывания бетона.

Гофрированные трубы из полиэтилена

Полимерные трубы более популярны. Они намного легче, по сравнению с бетонными, не поддаются коррозии, очень прочные. Производятся они из полиэтилена способом экструзии или спиральной навивки. Большинство таких труб армировано и представляет собой многослойную конструкцию, достаточно прочную и долговечную — срок эксплуатации достигает 50 лет, что превышает срок эксплуатации бетонных.

Легкость и отличная свариваемость полиэтилена определяет простоту монтажа — трубы соединяются специальными муфтами, а стыки провариваются изнутри. Получившийся водосток отличается высокой гибкостью и эластичностью, придающими сейсмостойкость и устойчивость к грунтовым температурным подвижкам. От нагрузки со стороны дорожного полотна трубы защищаются бетонным перекрытием, которое заливается непосредственно по поверхности трубы и равномерно распределяет вес насыпи, дороги и автомобилей.

Стальные гофрированные трубы

Один из видов водопропускных систем, который выходит на первое место по популярности в дорожном строительстве. Главное преимущество — возможность монтажа водостоков любой длины, формы сечения и диаметра. Из МГК можно сооружать не только водостоки, но и пешеходные переходы под дорожным полотном и, даже, мосты с длиной пролета до 18 м. Кроме того, стальные профилированные листы, из которых формируются трубы:

  • легко транспортируются
  • быстро монтируются
  • не требуют использования мощной грузоподъемной техники
  • могут использоваться как в виде самостоятельных водопропускных систем, так и для защиты полиэтиленовых труб.

Готовые сооружения из МГК обладают высокой сейсмостойкостью и не поддаются коррозии на протяжении 50-80 лет. Слой цинковой защиты прочно держится на поверхности стального основания и не смывается проточной водой с содержанием песка и других абразивных материалов. Также не разрушается покрытие при ударах и других механических воздействиях. Для защиты от давления грунта со стороны насыпи, водостоки закрываются бетоном или габионными конструкциями.

Где заказать МГК для водопропускных сооружений

Для достижения требуемой прочности и долговечности систем водостоков, необходимо использовать только высококачественные МГК. Заказать их в любых размерах можно у компании ОАО «Алексинстройконструкция», предприятии, специализирующегося на производстве водопропускных труб МГК в течение многих лет. На сегодняшний день — мы лидер в сфере разработки и выпуска СМГК всех видов на территории России. Также наша продукция поставляется в ряд зарубежных стран.

Заказы принимаются по телефону 8-800-500-56-50 и на сайте компании.

www.aleksin-ask.ru


Смотрите также